11 Мая, 2022 1555

Надо ли переименовывать столицу Казахстана? 20 ответов на самые острые вопросы


1. Нужно ли менять в конституции статус русского языка? 
Казахстан является многонациональным государством. Государственным языком является казахский – это закреплено Конституцией страны. 
Развитие казахского языка остается главным направлением государственной политики. Сегодня он уверенно присутствует во всех сферах общественной жизни и набирает силу. Это доказывают демографические процессы и система образования. Так, например, если в начале независимости у нас было мало школ на государственном языке, то сейчас, в 2021-2022 учебном году в стране из всех почти 7 тысяч школ – около 4 тысяч на казахском языке обучения, более 2 тысяч на казахском и русском языках обучения, и только 1121 - на русском языке обучения. Роль и значение государственного казахского языка будет только возрастать. 
Важно! Навязывание сегодня дискуссий о статусе русского языка – это ложный и тупиковой путь, организованный профессиональными провокаторами, с главной целью подрыва единства народа и новой, после января 2022 года, попытки дестабилизации страны. 
Многонациональный народ Казахстана, и прежде всего сами государствообразующая нация казахи, должны понимать, что стоит за этой популистской риторикой и попыткой сорвать процесс реформ. Государство и общество должны быть едиными в том, чтобы не допускать раскола общества через дискриминацию и нарушения прав человека по национальному и языковому, религиозному признакам.

2. Надо ли переименовывать заново столицу?
Решение о переименовании столицы именем Первого Президента было принято в 2019 году. Суть этого решения – отдать должное Нурсултану Назарбаеву как политику, внесшему большой вклад в становление и укрепление нашего государства.
Переименование столицы заново – было бы как неуважением к собственной истории, так и самоуважению нации.
История должна расставить справедливые оценки. Президент К.К. Токаев: «Если у Первого Президента есть недостатки, то нужно воспринимать их как назидание молодым руководителям». 
Нынешняя Конституционная реформа должна изменить политическую модель с суперпрезидентской формы правления на президентскую республику с влиятельным Парламентом. В этом гарантия устранения и недопущения впредь перекосов и дисбалансов во внутригосударственном управлении. 
Сейчас страна и наш народ переживают поворотный момент в развитии нашего государства и нам важно не ошибиться при проведении этих сложнейших преобразований, отчетливо видеть наши истинные, не навязываемые кем-то цели и настоящий путь вперед.  

3. Нужна ли новая Конституция?
Государственное строительство Республики Казахстан как независимой страны шло в несколько этапов – Конституция 1993 года зафиксировала суверенитет, однако политическая система и форма правления сохраняла в себе элементы советской системы. В 1995 году была принята действующая Конституция, в которой учтен передовой мировой опыт строительства современных государств. Вместе с тем, в Конституции 1995 года был сделан крен в сторону усиления полномочий Первого президента, что было оправдано для проведения реформ на первом этапе развития страны. Дальнейшие конституционные поправки производились четыре раза, касались политической системы и отражали логику укрепления суперпрезидентской формы правления.   
Конституционная реформа 2022 года нацелена именно на переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом. Для этого вносятся 33 поправки, касающиеся исключения и перераспределения суперполномочий президента между ветвями власти, нового баланса системы сдержек и противовесов, защиты прав человека, усиления роли гражданского общества, местной исполнительной и представительной власти. Эти поправки обеспечат либерализацию политической системы и касаются 1/3 от текста Конституции. 
Наша Конституция признана одной из самых современных, в ней заложены мощные основы для развития демократии. Поэтому остальные 2/3 Основного закона не изменяются, эти положения оправданы и показали свою эффективность в реальной жизни. Главное, «вместе с водой не выплеснуть и ребёнка». 

4. Выборность акимов: когда вводить?
Выборы акимов являются важным новшеством президентства 
К.К. Токаева и важным вектором политических реформ. В 2021 г. состоялись первые выборы акимов сёл и сельских округов, а к 2024 г. состоятся первые выборы акимов районов. 
Вместе с тем каждый этап выборов нуждается в апробации на всех уровнях иерархии административных единиц.
Поправки в законодательстве Республики Казахстан, регламентирующие право Президента Республики Казахстан вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы, а также введение должности председателя маслихата усилят местную исполнительную власть. 
Несмотря на отсутствие прямого голосования, это, фактически, косвенные выборы руководителей регионов. В последующем через эволюционную призму трансформации системы перейдет на новый этап. Такая система уже на текущем этапе лучше защищает интересы населения.
С учетом потенциальных угроз национальной безопасности данный процесс по избранию акимов городов и областей будет проходить планомерно. 

5. Земля принадлежит народу, но почему управляется государством?
Изменение формулировки статьи Конституции по вопросу собственности на землю и ее недра решит вопрос разночтений в будущем. 
Земля затрагивает глубины основы нашей национальной идентичности. В этой связи, Президент принял решение поставить точку в данном вопросе. Право народной собственности закреплено и не может быть оспорено, либо стать предметом спекуляций и радикальных призывов. 
Реализация права собственности народа на землю и ее недра государством – это нормальный процесс. Государство выступает в качестве управляющего органа, обеспечивая контроль за эффективным распределением и освоением недр.
Управление землёй и недрами государством приносит блага для народа Казахстана в виде социальных пособий, жилищных программ, развития инфраструктуры, программ занятости и т.д. 

6. Почему из Конституции исключены статьи про Первого Президента? 
Историческая роль Первого Президента не требует отдельного закрепления в Конституции. В Конституции есть норма об экс-президентах, эта норма остается и будет распространяться и на Первого Президента страны.
В этой связи из Конституции будут исключены положения о Первом Президенте. Изменения затронули следующие статьи Конституции:
    в статье 42 исключена возможность Первого Президента избираться более двух раз на пост Главы государства;
    в статье 46 исключён пункт 4: «Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом.»;
    в статье 91 в пункте 2 будет исключена формулировка, определяющая особый статус Первого Президента как Основателя независимого Казахстана. 

7.  В чем сложность выхода из ЕАЭС? 
Что касается выхода из ЕАЭС, надо понимать, что мы имеем дело с единым экономическим пространством, а не с зоной свободной торговли или таможенным союзом. Да, действующие единые меры регулирования внешней торговли товарами и движения рабочей силы не являются препятствием для выхода. Но ЕАЭС – это международная организация.
Членство ЕАЭС для Казахстана основано на свободе передвижения капитала, услуг, рабочей силы и товаров.
Участие Казахстана в ЕАЭС имеет очевидные выгоды. Благодаря логистическому взаимодействию с РФ и Беларусью, и за счет инструментов ЕАЭС Казахстан имеет льготный транзит товаров через Россию, по данному маршруту проходит 75% экспорта страны. Как пример, наглядно видно то, что до создания Таможенного союза, то есть в 2009 году, только 
12 из 72 млрд долл. казахстанского экспорта была продукция переработки.
Открылись таможенные границы, и уже в 2013 году экспорт переработки составил 18,4 из 122 млрд долл. товаров, проданных за рубеж.

8. В чем сложность выхода из ОДКБ? 
Казахстан является основателем ОДКБ, мы стоим у истоков ее создания. В рамках ОДКБ имеются реальные, юридически обязывающие гарантии обеспечения физической защиты Казахстана от внешних угроз, о чем свидетельствует статья 4 Договора о коллективной безопасности. Касательно рисковых зон выхода из ОДКБ. 
1. Казахстан лишится универсального щита ОДКБ, реального коллективного механизма обеспечения нашей безопасности.
2. Ограничится возможность для открытого, прямого и доверительного диалога с партнерами, в том числе на высшем уровне, по актуальным международным и региональным вопросам безопасности.
3. Будет утрачена возможность углубленного военно-технического и военно-экономического сотрудничества с партнерами по Организации. 
4. Может быть нанесен урон военному сотрудничеству в регионе, слаженности и совместимости воинских контингентов наших стран. 
5. Казахстанской стороне без коллективной поддержки партнеров по ОДКБ сложно будет самостоятельно противодействовать нелегальной миграции, незаконному обороту наркотиков, укреплять антитеррористический трек, совершенствовать механизмы противостояния терроризму и религиозному экстремизму.

9. Не является ли проведение референдума и внесение изменений в Конституцию попыткой К.Токаева «обнулить» свои сроки?
Законом не предусмотрена такая возможность. Несмотря на внесение поправок в п. 5 ст. 42 Конституции (исключение полномочий Первого Президента на неограниченное переизбрание), ограничение на переизбрание президентов не затрагивается.

10. Являются ли конституционные реформы лишь косметическими?
Нет, на самом деле реформы масштабные и глубинные. Они касаются всей политической системы общества.
Во-первых, кардинально меняется форма правления: республика перейдет от суперпрезидентской к президентской форме с влиятельным Парламентом. 
Во-вторых, изменится система сдержек и противовесов между ветвями власти: полномочия от Президента будут перераспределены между представительной (Палатами Парламента, маслихаты), исполнительной (Правительство, акиматы) и судебной ветвями власти.
В-третьих, будут усилены механизмы защиты прав человека, создан Конституционный Суд. Демократизация избирательной системы расширит участие граждан в управлении страной через партии и выборы. 
По этим основным направлениям в Конституцию будут внесены более 
30 поправок – Основной закон обновится на треть.
Далее, после обновления Конституции, законодательные акты будут приведены в соответствии с поправками, принятыми в Основном законе. 
Таким образом, Конституционная реформа приведет к перезапуску политической системы, ликвидации суперпрезидентской формы правления, установлению президентской республики с влиятельным Парламентом. 
Все это – кардинальная трансформация политической системы.
11. Будет ли референдум честным? Если ЦИК не является независимым от власти, какие могут быть гарантии, что результаты референдума будут легитимными?
Главная цель референдума – выявить мнения граждан по важнейшему для страны вопросу – политической либерализации страны и на основании этого принимать решения. Действующее законодательство обеспечивает прозрачность процедуры и подведения итогов голосования.
Учитывая, что страна фактически не имеет опыта проведения референдумов, Парламент усовершенствовал процедуру голосования и внёс поправки в Конституционный закон «О республиканском референдуме», исключив из п. 2 ст. 3 Конституции слова «заложенных основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан — Елбасы, и его статуса».
Кроме того, в референдуме примут участие отечественные и международные наблюдатели.
Народ, в целом, поддерживает политические реформы Президента Токаева. Порядка 70%, согласно социологическим данным, граждан одобряют его курс на построение «Нового Казахстана».
Вместе с тем важно понимать, что референдум проходит после неудачной попытки госпереворота, связанной с масштабными террористическими атаками и погромами, сопровождавшимися большой информационной войной. Поэтому необходимо понимать, что возможны организованные провокации для того, чтобы сорвать референдум, остановить конституционные реформы, дестабилизировать страну через запуск популистских идей и проектов, истинная цель которых – разрушить единство народа, посеять хаос в стране по принципу «чем хуже, тем лучше».

12. Неужели Президент Токаев проводит политические реформы только для того, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки, как это было в январе?
Нет, это поверхностный взгляд. Президент считает, что: «устойчивый прогресс страны и масштабные социально-экономические преобразования невозможны без политической модернизации».
За два с половиной года, с момента избрания Президентом страны 
К.К. Токаева было реализовано 4 пакета политических реформ.
Политическая трансформация нацелена на формирование честных и справедливых правил игры, искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни. Поэтому силы, которые теряли свои привилегии, источники доходов, пошли на январский заговор с целью отстранения Президента-реформатора от власти.
В своём Послании народу Казахстана 16 марта Президент Токаев заявил о приверженности курсу кардинальных реформ и их ускорению: «В противном случае – застой. Его разрушительные последствия мы видели из недавней советской истории. Январские события стали следствием отечественного застоя». 
Поэтому программа комплексной модернизации политической системы страны базируется на зревшем многие годы общественном запросе на кардинальные перемены. Они решают две задачи.
Во-первых, создаются условия для последующей демократизации. 
Во-вторых, обеспечивается устойчивость и управляемость государства. Рост благосостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, основанная на сверхконцентрации полномочий, утратила свою эффективность и не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений.

13. Будут ли людей заставлять принимать участие в референдуме?
Одним из фундаментальных принципов проведения республиканского референдума является принцип добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан. Соответствующая норма закреплена в Конституционном законе о референдуме и подлежит строгому соблюдению.

14. Несмотря на перераспределение президентских полномочий, Президент Токаев по-прежнему будет иметь значительное влияние на Парламент. Действительно ли Мажилис будет иметь больше независимости и влияния, чем раньше?
В результате реформ Мажилис действительно обретёт большую независимость:
Во-первых, Мажилис становится правомочен принимать законы, когда Сенат, в свою очередь, может лишь одобрить или не одобрить проект;
Во-вторых, проекты закона направляются на подпись Президента напрямую, что делает его по-настоящему законотворческим органом;
В-третьих, помимо членов партий, в Мажилисе будут состоять депутаты от одномандатных округов, что также повысит независимость нижней палаты.

15. Почему акимы по-прежнему будут назначаться Президентом? Почему нет прямых выборов?
В конституционной реформе есть важнейшая новелла, которая проходит мимо обсуждения. Теперь Президентом предлагается не менее двух кандидатур на должность акима, которые согласуются депутатами региональными маслихатов.
Это серьёзная политическая инновация. При этом нельзя забывать, что общая стратегия нацелена на поэтапное введение выборности – в 2021 году проведены выборы акимов сёл и сельских округов. Все казахстанцы прошли через это. Ожидается, что выборы акимов районов, городов областного и районного значения начнутся в 2024 году. Кроме того, Глава государства заявил, что выборы акимов районов могут пройти в пилотном режиме уже в 2023 году.
В целом, это повышает прямую ответственность акимов перед местными жителями. 

16. Высказывалась критика, что «Новый Казахстан» - это просто лозунг, лишенный какого-либо содержания. Он напоминает грандиозные концепции развития, которые провозглашал Нурсултан Назарбаев в рамках своей так называемой стратегии «Казахстан 2050». Является ли «Новый Казахстан» просто еще одним лозунгом эпохи Токаева?
Курс «Новый Казахстан» - это видение Президентом будущего страны, вступившей на путь кардинальной перестройки политической, социальной и экономической модели развития, ценностного изменения мировоззрения казахстанцев после длительного периода развития страны в условиях суперпрезидентской власти и попытки госпереворота с целью сохранения прежней системы и заморозки курса реформ. 
«Новый Казахстан» - это эффективное государство с сильным гражданским обществом, построенное на принципах справедливости, честности и добросовестного труда. Конституционная реформа, направленная на формирование новой парадигмы государственного устройства – это нормативное оформление.

17. Почему референдум проводится без публичных дебатов, которые позволили бы обеим сторонам (включая противников реформ) высказать свои аргументы? Почему общественность не была привлечена к разработке поправок и их обсуждению? Неужели такой подход сверху вниз доказывает, что Казахстан остается автократическим государством?
Референдум призван определить позицию граждан страны по политическим реформам Президента К.К. Токаева, с которыми Глава государства выступил 16 марта с Посланием на совместном заседании Палат Парламента. 
В нём были приняты во внимание рекомендации депутатов Парламента, Конституционного совета, ЦИК, Верховного суда, авторитетных экспертов.
По этой теме состоялись плодотворные дискуссии с членами НСОД.
При разработке документа тщательно проанализированы конкретные предложения исследователей и общественных деятелей, политических партий и неправительственных организаций.
22 апреля Президент провёл финальное заседание рабочей группы, где была озвучена поправка по поводу собственности на землю (ст. 6 Конституции).
5 мая перечень поправок был опубликован в открытой печати, поэтому фактически в течение марта, апреля и мая проходило широкое обсуждение предлагаемых реформ.

18.  Сколько раз вносились изменения в Конституцию РК? Не считаете ли вы, что основной закон изменяется часто?
В Первой Республике (1991-2022) Конституция менялась 5 раз. При этом изменения отражали логику суперпрезидентской формы правления. Отличие этих изменений состоит в том, что впервые в истории Казахстана абсолютные полномочия Президента перераспределяются в пользу законодательной (палаты Парламента, маслихаты), исполнительной (Премьер-Министр, Правительство, акимы), судебной (Конституционный суд) ветвей власти. 
Нынешний пакет конституционных реформ нацелен на либерализацию политической системы, демократизацию общественной жизни. В итоге меняется политическая модель – ликвидируется суперпрезидентская форма правления.
Казахстан становится президентской республикой с влиятельным Парламентом. Поэтому это изменение – судьбоносное и необходимое. Оно конституирует Вторую Республику.

19. Готовы ли власти РК и далее выносить чувствительные вопросы на референдум?
Это соответствует логике политических преобразований, о чём Президент К.К. Токаев впервые заявил в своей предвыборной платформе. «Благополучие для всех! Преемственность, справедливость, прогресс».
Это в духе концепции «слышащего государства». Конституционная реформа, в свою очередь, является доказательством её действенности.

20. Позволяет ли законодательство Казахстана проводить референдум в онлайн формате как недавняя перепись населения?
В настоящее время ЦИК ведется работа в данном направлении. Но это вопрос на ближайшие 5 лет, так как должны быть разрешены вопросы – технической оснащенности, готовности избирательных комиссий, в том числе региональных (ЦИК и территориальных избирательных округов в проведении голосования в таком формате). 
Немаловажен вопрос обеспечения информационной безопасности, сохранности персональных данных и обеспечения тайны голосования.
 

Atpress.kz