Корреспонденту AtyrauPress удалось найти недостающие пазлы к консультативному документу, опубликованному Минэнерго в конце февраля т.г.(документ должны были подготовить в ноябре 2024 г. - М.С.)
Специалисты подтвердили, что для развития нефтехимии в Атырауском регионе требуется постоянный доступ к газу (сырью), а именно, к его "дефицитным" фракциям.
Закачка, как заначка
Значительная часть добываемого в Казахстане газа (59,1 млрд. куб. метров в 2023г.) является попутным и извлекается вместе с нефтью. При этом треть этого объёма закачивается обратно в пласт. Описываемые проблемы носят нормативно-правовой характер.
Анализ показывает, что для Казахстана доступный газ по приемлемой цене является важным конкурентным преимуществом.
Однако действующие механизмы ценообразования не гарантируют приемлемую стоимость сырья. С этим надо срочно что-то решать
В случае сохранения этого механизма или роста стоимости сырья конечная продукция может стать неконкурентоспособной - и за рубежом и на внутреннем рынке.
Ни одного счастливчика
Одна из проблем: в Казахстане сложный механизм включения нефтехимпроектов в перечень инвестпрограмм.
В Законе «О газе и газоснабжении» предусмотрен механизм инвестпроектов по производству нефтехимпродукции, введенный в действие в 2020г.
Данный механизм предоставляет его участникам право на приобретение товарного газа в качестве сырья для промышленных потребителей в рамках плана поставки на внутренний рынок по регулируемой государством цене.
Однако в данный приоритетный перечень до сих пор не включен ни один проект.
Основной проблемой считается сложность с утверждением проектной документации - ТЭО, ПСД/РП и иные административные барьеры, которые необходимо преодолеть потенциальному участнику.
Для максимального развития нефтехимии Казахстан должен учитывать свои приоритеты и ограничения, а именно сосредоточиться на монетизации газа и использовании фракций C2+ и тенденций развития мирового нефтегазохимического производства. Напрашивается поиск компромиссного решения по возможности использования нефтегазохимического сырья с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
В будущих проектах государство должно иметь право получения необходимых объемов сырья для нефтегазохимии по приемлемой цене для обеспечения конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках.
Лицензиар, нам "по пути"!
Согласно данным департамента газовой промышленности Минэнерго РК, на сегодня есть достаточное количество месторождений, осуществляющих добычу газа, богатого на С2+ фракции. Это: около 200 месторождений имеют с содержанием этана выше 5%, 140 месторождений пропана выше 5%, 31 месторождение изобутана выше 5%, 46 месторождений Н-бутана выше 5%.
Это даёт возможности для эффективной переработки и использования углеводородов в качестве сырья для химической промышленности, а также в производстве сжиженного газа, но для более расширенной картины требуются дополнительные данные разведки: объемы запасов, локация, особенности месторождения и прочее.
Высокие концентрации этана и пропана в таких месторождениях создают перспективы для дальнейшего освоения и переработки, что может привести к созданию новых рабочих мест и увеличению доходов от эксплуатации. Таким образом, недропользователи, располагающие такими ресурсами, могут не только улучшить свои экономические показатели, но и внести вклад в энергетическую независимость страны.
Планируется дальнейшая проработка вопроса анализа сырьевой базы для проектов нефтехимии совместно с указанным выше "газовым" департаментом в рамках изучения вопроса объемов запасов газа, а также его физической доступности и сепарации.
Нужно отметить, что в Указе Президента РК от 8 мая 2024 года № 542 «О мерах по либерализации экономки» поручено было 1 июля 2024 года обеспечить возможность использования реализованных международных проектов, разработанных в соответствии с передовыми технологиями для строительства объектов без обязательной разработки проектно-сметной документации в соответствии с казахстанскими требованиями.
Для производства НГХ продукции требуются лицензионные технологии. В РК свои технологии отсутствуют, в связи с чем заключаются лицензионные соглашения с мировыми общепризнанными лицензиарами с тем, чтобы продукция была инновационной и конкурентоспособной и имела бы спрос на многие годы. Далее, под эти инновационные технологии будет разрабатываться проектная документация с потенциальными инвесторами (как правило иностранными) по международным стандартам с привлечением международных EPC-компаний. Однако, учитывая требования казахстанского законодательства возникает необходимость адаптации проектной документации, разработанной по международным стандартам на местные реалии. Такая проблема влияет на сроки и стоимость проекта в сторону увеличения.
так что проблема носит не только нормативно-правовой, но и институциональный характер.
Господдержки мало
Развитие НГХ в Казахстане напрямую зависит от наличия современной инфраструктуры, включая перерабатывающие мощности, транспортные маршруты, газопроводы и энергообеспечение. Кроме того, проекты НГХ являются капиталоёмкими и имеют длительные сроки реализации и окупаемости, а также высокую степень риска (строительные, операционные и коммерческие). Например, строительство сепарационной установки увеличивает капитальные затраты на основные проекты нефтехимии до 30%, поэтому в некоторых странах их строительство финансируется государством.Передовые нефтехимические компании развитых стран, как правило, для финансирования своих проектов используют рыночные механизмы с привлечением инструментов, как проектное финансирование и проектные облигации.
В развитых странах, а также в РФ, Узбекистане, Туркменистане активно используются госисточники финансирования, как для прямых инвестиций, так и для организации заемного финансирования.
Банки второго уровня Казахстана, а также другие финансовые институты, предоставляющие кредиты, ввиду отсутствия доступа к «длинным деньгам» на внутреннем и международном рынках капитала и кредитных рынках, как правило, не участвуют. Небходимо предусмотреть вовлечение государства в финансирование НГХ проектов по льготным ставкам (напрямую, через квазигосударственный сектор и/или через государственные институты развития).
Срок окупаемости долгосрочных проектов в Казахстане в среднем составляет 15 лет. Т.е. инвестор в период подготовки финансовых и экономических расчётов по реализации проекта нефтехимии осуществляет планирование нужных инвестиций и затрат на содержание производства. Для оценки и планирования, помимо прочего, используются методики тарификации, которые утверждаются уполномоченными органами в соответствующих областях (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и др.). Однако на сегодня образовалась практика, когда утвержденные тарифы на несколько лет вперед изменяются уполномоченным органом. Это, конечно, может быть обоснованным решением, в том числе, в силу необходимости удовлетворения социальных или экономических потребностей, однако это не разрешает вопроса инвестиционной привлекательности и экономической стабильности реализуемого проекта нефтегазохимии. При этом, данные обстоятельства возникают в условиях, когда энерго- и иных ресурсов в фактических условиях может не хватать, либо может возникать их временный дефицит.
Рост на 82... не сантиметра, процента!
Дальнейшее развитие и стимулирование переработки НГХ и производства готовых изделий из полимеров.
Для повышения добавленной стоимости продукции Казахстан должен развивать не только первичную переработку газа, но и более глубокие переделы, ведущие к производству полимеров и готовыми химических из полимеров.
Несмотря на рост внутреннего производства продукции нефтехимии на 82%, Казахстан продолжает испытывать высокую зависимость от импорта НГХ продукции. Даже смотря на такой прирост, внутреннее производство пока не в полной мере удовлетворяет потребности рынка. Казахстан является нетто-импортером (страна чей импорт намного превышает экспорт - М.С.), что влечет финансовые расходы на миллиарды долларов для выпуска готовых изделий.
На сегодня доля внутреннего производства НГХ продукции составляет лишь 18% от общего потребления на внутреннем рынке. Значит остальная часть покрывается за счет импорта, что указывает на значительный разрыв между существующими мощностями и реальной потребностью. Такой дисбаланс подчеркивает необходимость дальнейшего увеличения производственных мощностей для удовлетворения внутреннего спроса и обеспечения импортозамещения. Кроме того, рост внутреннего производства требует создания новых перерабатывающих мощностей, модернизации существующих предприятий и улучшения инфраструктуры. Увеличение производственных мощностей не только может помочь уменьшить зависимость от импорта, но и будет способствовать дальнейшему развитию сектора НГХ, расширению ассортимента выпускаемой продукции и стимулированию внутреннего потребления, такой, как полимеры и другие нефтехимические изделия.
Импортозамещение - море перспектив
По статистике в Казахстане за последние несколько лет по сегменту «Гибкая упаковка» импорт увеличился на 46% (2023г. по сравнению к 2021г.), вдобавок производство снизилось на 35%. Основным фактором является возросший импорт из РФ, КНР и Ирана.
В целом сейчас наблюдается непрерывный рост потребления изделий из полимеров, который обеспечивается за счет импорта.
О готовой продукции из полимеров (пластиковая продукция): в 2023г. динамика торговли демонстрирует значительный дисбаланс. Объем импорта составил 3 153 тыс.тонн, что значительно превышает экспорт, который составил лишь 66,1 тыс. тонн. Эти данные указывают на высокую зависимость Казах
стана от ввоза готовой продукции из полимеров, несмотря на рост внутреннего производства нефтегазохимии, что говорит о большом потенциале импортозамещения. Для снижения этой зависимости необходимо дальнейшее развитие перерабатывающих мощностей и наращивание импортозамещения готовой продукцией из полимеров и его стимулирование потребления на внутреннем рынке.
Реализация таких мероприятий требует соответствующей господдержки для нефтехимии и смежных отраслей.
"КРI": зачем строить объект гражданской обороны?
По проекту ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» на Карабатане в период пуско-наладочных работ и тестового пробега оборудования (на 30 апреля 2023 г.) было произведено 96 тыс. тонн полипропилена, который может быть реализован лишь после утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Полипропилен полностью соответствует всем требованиям. Запрет на реализацию приводит к невозможности получения выручки и необходимости осуществлять долгосрочное хранение больших объемов продукции. При этом на производстве создается проблема отсутствия физического пространства для хранения такого количества готовой продукции.
Такие же ограничения могут коснуться будущих проектов: ТОО «Силлено», ТОО «Бутадиен» и т.д.
Ряд законодательных актов и строительных норм, которые регламентируют порядок и качество строительства предусматривают устаревшие, либо не имеющий обоснования для необходимости, императивы (повеление, беусловное требование - М.С.).В отдельности необходимо отметить проблему необходимости строительства защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
В случае отсутствия экономической, технической или оборонно-стратегической целесообразности строительства таких объектов гражданской обороны проекты по строительству нефтехимических производств экономят значительные средства, которые в дальнейшем могут быть перенаправлены на другие строительные нужды.
Так, например, в проекте по строительству интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области исключение строительства защитных сооружений гражданской обороны позволило перенаправить 246 млн. тенге на другие строительные нужды.
Проблема носит нормативно-правовой характер.
Сырьё полужирное, намажьте нам "жира" по-больше
В Казахстане наиболее перспективным сырьем является природный газ, богатый этаном и сжиженным нефтяным газом. Страны, которые могут извлекать этан и пропан из природного газа, имеют преимущество. Природный газ выгоднее для производства полимеров и олефинов по сравнению с продуктами переработки нефти, поскольку требует меньше перерабатывающих стадий, обладает низкой стоимостью и обеспечивает высокий выход конечной продукции.
Казахстанский газ может использоваться для создания нефтехимии. Газ из месторождений Тенгиз и Кашаган имеет свойства «полужирного» газа, что позволяет извлекать «жир». Кроме того, КМГ располагает газовыми ресурсами на месторождениях Урихтау, Каламкас, Западная Прорва и Рожковское, которые могут быть использованы в нефтехимии.
В Казахстане, несмотря на богатые запасы газа и нефти, доступ к сырью ограничивается государственной политикой в области соцподдержки, ценообразования и управления недропользованием. Эти ограничения могут выступать как препятствие, так и вызов для нефтехимии. Поэтому важным становится нахождение баланса между удовлетворением социальных рисков, такими как доступность энергоресурсов для населения, и поддержанием конкурентоспособности промышленного сектора.
Недостаток стимулов для переработки попутного газа приводит к тому, что газ не перерабатывается, а продается в убыток.
Подготовил Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото freepik