Жизнь после пересадки: как житель Атырау Максот Даулетов живет с женским сердцем

54-летний Максот Даулетов, единственный на сегодня атырауский реципиент, которому было транспортировано донорское сердце.

Трансплантация сердца проводится в Казахстане с 2012 года и только в Национальном научном кардиохирургическом центре в Нур-Султане. Возможность делать такие операции внутри страны - еще одно достижение казахстанской медицины за годы Независимости страны. В августе 2017 года Максот Даулетов в кругу родных отметил свое второе рождение. Праздновать его день рождения дважды в год теперь стала доброй традицией в семье. Он родился 28 октября 1968 года, а шанс на вторую жизнь получил 18 августа 2017-го, когда столичные врачи под руководством главного кардиохирурга страны Юрия Пя пересадили ему сердце. 

«Первые признаки заболевания дали знать о себе в 2009 году. В груди часто покалывало. Обратился к врачам, поставили диагноз – «двусторонняя пневмония», два месяца пролежал в больнице. Затем консилиум решил, что это миокардит. Обследовался в Алматы, приехал снова в Атырау и получил квоту на лечение, после чего мне стало намного лечге, но спустя время болезнь вновь напомнила о себе, начались осложнения. В 2014 году в сердце мне вживили кардиостимулятор. Но улучшения не было и меня из Алматы на самолете санитарной авиации доставили в Астанинский кардиохирургический центр, где и установили в груди имплантированное устройство вспомогательного кровообращения», - рассказывает Максот. 

По его словам оно используется для поддержания функции сердца и кровотока у людей с ослабленной сердечной мышцей. 

«Прибор принимает кровь из нижней камеры сердца и помогает перекачивать ее к другим жизненно важным органам. Он имеет источник питания и если заряд батареи слишком низкий или устройство не работает должным образом, он дает аварийные сигналы. Я всегда сразу искал розетку, чтобы подзарядиться (смеется)», - вспоминает он.

Именно такой имплантат ставят тем, кто ждет своего донора. И целых три года, пока ждал донора, Максот жил благодаря этому прибору: ходил в гости, встречался с друзьями, работал и даже садился за руль автомобиля. Со временем стало ясно, что без пересадки сердца не обойтись. 

«Мы с женой поехали в Астану, сняли квартиру и уже там, как бы ужасно ни звучало, я стал ждать свое новое сердце. Помню, первый раз мне позвонили и сообщили, что нашелся донорский орган, нужно срочно ехать в клинику, пока я собрался и доехал, мозг донора умер. Во втором случае я быстро собрался, но приехав в клинику, узнал, что родственники в последний момент передумали. А в третий раз, когда позвонили, я уже не хотел ехать. Не надеялся. Но жена уговорила, оказалось, была права», - отмечат Даулетов. 

Целых 24 часа понадобилось, чтобы в груди Максота вновь забилось сердце, пусть даже не свое, но уже родное. Под руководством главного кардиолога страны Юрия Пя и еще 35 врачей трансплантация донорского сердца прошла успешно. Максот вспоминает свои первые часы в реанимации: 

«Проснулся, значит, операция прошла успешно. Барабаню пальцами по кровати. Тишина в реанимации, медсестра сразу услышала, спрашивает, если слышите меня, моргните один раз, дает подсказки для общения. Мне очень хотелось пить. Наверное, страшна не смерть, а ощущение ее близости, когда ты понимаешь, что однажды можешь не проснуться. Я не знаю, чья частичка сейчас во мне живет, мне кажется, это только в кино семьи, объединенные одним сердцем, общаются между собой, в реальности все иначе. Врачи мне не говорят, правду знали только единицы, да и я не интересовался, это тяжело. Я благодарен родственникам своего донора, возможно, им было не просто пойти на такой шаг, я все понимаю». 

С этого момента жизнь нашего героя изменилась. Интенсивная лекарственная терапия, диета, строжайшее соблюдение рекомендаций. На первом году после операции самая большая опасность – острое отторжение донорского сердца. Оно возникает из-за реакции иммунитета на чужеродный орган. Поэтому принимать иммунодепрессанты нужно пожизненно. Стоит отметить, что эти средства он получает за счет государства. Все это осуществляется Атырауским кардиологическим центром, врачи которого сопровождают Максота все время после операции. После трансплантации ему присвоили первую группу инвалидности. 

Безусловно, важна поддержка близких. Справиться с эмоциональным состоянием, которое грозило тяжелой депрессией, в центре помогали психологи, а дома супруга и единственная дочь.

«Мой новый «мотор» работает по-другому, но мы уже подружились. Жизнь свою переосмыслил. Меня тянет на кухню, хочу почистить картошку, сварить кашу. Не знаю с чем связать эту тягу, хочу помочь жене, возможно, это связано с сердцем, а может быть, у меня женское сердце? (смеется). Помню, на вопрос психолога о моей мечте ответил, что хочу увидеть свадьбу своей внучки. У меня много планов и проектов, сегодня разрабатываю их. Главное что жизнь продложается и надо жить…», - заключил Максот Даулетов.