Тема дефицита топлива в Казахстане стала одной из самых острых. Попробуем разобраться, что является причиной такой ситуации.
В Казахстане работает три крупных нефтеперерабатывающих завода — в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. После модернизации их суммарная мощность увеличилась на 20% до 17,5 млн тонн в год. Теперь заводы производят автомобильный бензин марок АИ-92-К4/К5, АИ-95-К4/К5, АИ-98-К4, реактивное авиатопливо, экологически чистое дизтопливо, гранулированную техническую серу, параксилол, бензол, вакуумный газойль, сжиженный углеводородный газ, топочный мазут, нефтяной кокс, нефтяной дорожный битум и другие виды нефтепродуктов. АНПЗ также выпускает зимнее дизельное топливо Altay-45.
Если раньше значительную долю топлива приходилось закупать у России, теперь мощности заводов должно хватить, чтобы полностью покрыть внутренний спрос. И это с учетом остановок НПЗ на ремонты.
Как в недавнем интервью Forbes.kz пояснил заместитель председателя правления по переработке нефти и нефтехимии нацкомпании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, все три НПЗ останавливаются на капитальный ремонт поочередно – каждый один раз в три года, ранее останавливались ежегодно. Также каждый год они проходят планово-предупредительные ремонты.
«Критика в адрес остановки на ремонты есть, мы ее понимаем. Но мы не можем не останавливать завод для обслуживания, иначе это может привести как минимум к остановке производства, а может и к серьезному ЧП — все-таки работаем с нефтью и нефтепродуктами. Этого допустить никак нельзя, поэтому мы каждый год делаем диагностику и обслуживаем оборудование», — отметил Д. Тиесов.
Но почему тогда возникает дефицит? Во-первых, НПЗ пока не загружены на 100%, пока оборудование только выведено на проектные показатели. Причина в том, что недропользователи поставляют нефть на внутренний рынок по сниженным ценам: разница от экспортной цены нефти может составлять до 80–130 долларов на тонну нефти. Из-за этого НПЗ загружаются сырьем не самого лучшего качества и по остаточному принципу, что сказывается на износе оборудования.
Во-вторых, причина в ценовом дисбалансе. Сегодня Казахстан находится на 9 месте по стоимости бензина АИ-95. У всех наших соседей бензин стоит намного дороже. Из-за этого возникла ситуация, когда топливо буквально «вымывалось» из приграничных регионов: его вывозили цистернами. После введения ограничений на вывоз ГСМ ситуация исправилась.
В-третьих, в регионах нет налаженной системы резервов. Из-за этого любой выход из запланированного графика производства становится проблемой.
Власти ищут способы повлиять на эти причины, чтобы не допустить дефицита в будущем. Недавно министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев заявил, что со следующего года будет создан резервный запас нефтепродуктов в объеме 200 тыс. тонн. Также плановый ремонт на АНПЗ перенесен на 2022 год, а ремонт на ПНХЗ сдвинут с сентября на ноябрь текущего года.