Можно ли воспитать достойного и честного чиновника? Что порождает несправедливое отношение к госслужбе? На эти и другие вопросы «ПК» отвечает руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Атырауской области, председатель Совета по этике Нурлан ЕРКЕБАЕВ.
-Нурлан Танирбердиевич, сколько чиновников региона показали себя с нехорошей стороны и были наказаны за дисциплинарные проступки?
– По итогам прошлого года по Атырауской области в отношении 422 государственных служащих (или 14 процентов от всех чиновников) были приняты дисциплинарные взыскания. Из них один человек уволен, 265 получили замечания, выговор – 128, строгий выговор – 21, остальные – предупреждения о неполном служебном соответствии. Но, замечу, не все из них – злостные нарушители порядка.
– В каких сферах государственные служащие чаще всего допускают проступки?
– В сфере госзакупок. В прошлом году госслужащими не были соблюдены требования этических норм, они допускали грубость, бестактность и некорректное поведение, тем самым создавая повод для критики со стороны общества. За нарушение этических норм привлекли к ответственности семерых госслужащих и столько за дискредитирующие проступки.
Если посмотреть на динамику, то с 2020 года число этических правонарушений уменьшилось на 25 процентов. Наблюдается сокращение фактов использования служебного авто в личных целях. Минимизированы этические правонарушения, связанные с недостойным поведением в социальных сетях.
-Иногда мне кажется, что госслужащих зажали в жесткие рамки, они находятся в постоянном стрессе: могут наказать, ну, например, за фото из ресторана в соцсетях, если будет держать фужер.
– В 2022 году был разработан новый этический кодекс для государственных служащих. Предусмотрены стандарты служебной этики, определены важные морально-нравственные требования к госслужащим, в отношениях с коллегами и гражданами. Они ориентированы на формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и создание атмосферы добропорядочности. Важно соблюдение общепринятых морально-этических норм во внеслужебное время. Госслужащие не должны допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность. Да, нарушение таких стандартов влечет дисциплинарную ответственность.
– Какие задачи сегодня решает департамент?
– Первая задача – реализация в пределах Атырауской области государственной политики в сферах госслужбы, оценка качества оказания государственных услуг и госконтроля за качеством их оказания, а также выработка мер по дебюрократизации госаппарата. Вторая задача – осуществление на территории координации деятельности государственных органов, организаций в вопросах соблюдения законодательства о государственной службе и государственных услугах.
Мы ведем мониторинг состояния кадрового состава чиновников, а также должностей госслужбы, включая общую координацию по формированию единой автоматизированной базы данных (информационной системы «E-qyzmet») по персоналу государственной службы. Кроме того, рассмотрение обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений, в том числе жалоб физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения госорганов или должностных лиц. Но хочу уточнить: рассматриваем обращения только по вопросам нарушения законодательства в сфере государственной службы, соблюдения служебной этики, а также по вопросам оказания государственных услуг.
– Какие новые направления в совершенствовании государственной службы?
– По заданию Главы государства усовершенствована система отбора на госслужбу для повышения прозрачности и объективности всех конкурсных процедур, обеспечения полной цифровизации процессов отбора и приема на государственную службу. Данный метод отбора изначально был апробирован в пилотном режиме 1 марта 2023 года в Агентстве по делам госслужбы и в нескольких госорганах. Система показала свою эффективность, число претендентов, принявших участие в конкурсе, резко увеличилось. Одним словом, в рамках нового проекта значительно повысился интерес граждан к государственной службе. Кроме того, до конца этого года новая система отбора будет поэтапно внедрена уже во всех государственных органах страны.
С начала этого года в новую систему отбора кадров включены местные исполнительные органы Атырауской области, ревизионная комиссия и местные представительные органы региона.
– А как обстоят дела с цифровизацией?
– Цифровизация способствует модернизации управления и улучшению качества жизни людей. В рамках концепции будет продолжена работа по цифровизации НR-процессов на госслужбе. Как уже отметил, введена новая система отбора на государственную службу. Претенденты могут подать заявку в электронном виде через E-qyzmet и принять участие в конкурсах онлайн, не выходя из дома. Если говорить о системе отбора более лаконично, то она состоит из нескольких этапов: тестирование для оценки личностных качеств и оценка способности работать с текстовой и цифровой информацией. Три участника, набравшие наивысшие баллы, проходят заключительное собеседование по видеосвязи. Победитель получает возможность занять вакантную должность.
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»
– Сколько государственных органов функционирует в нашем регионе?
– 250. Из них 180 – местные исполнительные органы, остальные –центральные государственные органы.
В настоящее время в Атырауской области на государственной службе работают около трёх тысяч человек. В нашем департаменте, структура которого компактна, всего 14 человек.
– Свободные вакансии имеются?
– По итогам минувшего марта количество вакантных должностей в местных исполнительных органах составляет 87 единиц.
Несомненно, госслужбе требуются креативно мыслящие молодые специалисты. В прошлом году по поручению Президента в регионах сформирован региональный кадровый резерв, уже зачислено 25 молодых людей. Они могут быть назначены непосредственно на вакантные должности без проведения конкурсного отбора в течение двух лет нахождения в резерве. На данный момент в структурных подразделениях местных исполнительных органов из резерва получили работу два человека.
Кроме того, выпускники с отличием, окончившие вузы в рамках госзаказа, назначаются на нижестоящие должности районного и сельского уровней на основании согласования с уполномоченным органом вне конкурса. С начала нынешнего года два молодых специалиста были приняты без конкурса.
С момента введения данного механизма привлечения конкурентоспособных молодых специалистов на работу трудоустроены 11 лучших выпускников.
Теперь в рамках концепции такая возможность для молодых людей может расшириться, так как внедряется институт ранней профориентации на госслужбу, начиная с выпускников организации среднего образования.
– А в Атырау работают представители Президентского молодежного кадрового резерва?
– Нурлыбек Женисбекулы – руководитель аппарата акима Атырауской области, он из Президентского молодежного кадрового резерва. Если спросите, почему лишь один резервист, поясню: это зависит не только от предложения, но и от выбора и желания резервиста работать на предлагаемой позиции.
– Трудно ли поступить на госслужбу и выйти из нее?
– Реализован ряд мер по совершенствованию системы поступления на государственную службу. В том числе, как уже сказал, внедрена новая система отбора на госслужбу. Все процессы автоматизированы, и кандидат может участвовать в конкурсах онлайн в удобное для него время. Преимущества таковые: претендент участвует в конкурсах онлайн, сокращено количество вопросов о законодательстве с 9 до 4, человеческий фактор сведен к минимуму. Внедрена система «независимого прокторинга» (прокторинг – программа для контроля онлайн-тестов. С.Н.). Таким образом, по результатам всех отборочных этапов победитель конкурса определяется не решением комиссии, а системой автоматически. Достойная, талантливая и образованная молодежь может поступить на государственную службу.
Кроме того, я уже акцентировал внимание на возможности поступления выпускников вузов на государственную службу без конкурса. В данном случае это реально для тех, кто прошёл обучение по государственному гранту и окончил учебу с хорошим показателем.
Более того, права госслужащего гарантируются законодательством, в том числе и право на увольнение по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение или за дисциплинарный проступок, дискредитирующий госслужбу.
– Как относитесь к карьеристам?
– Если карьерист стремится к росту через профессионализм, честный труд и реальные заслуги, он может принести пользу системе и обществу. Есть поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но если цель стать генералом основана на игнорировании законных интересов и прав других, то насколько правильным будет такой начальник? Поэтому на госслужбе важно укрепление и соблюдение принципа меритократии.
– Правда, что госслужащие делают карьеру, используя личные связи?
– На законодательном уровне продвижение по госслужбе должно осуществляться на основе конкурсного отбора и профессиональных качеств. Использование личных связей для продвижения без учета заслуг может квалифицироваться как коррупционное правонарушение или дискредитирующий государственную службу проступок.
– Нурлан Танирбердиевич, а почему вы решили стать государственным служащим? Что подвигло?
– Мой ответ не будет достаточно искренним, если скажу, что это было моей мечтой, или решил стать госслужащим по зову сердца. Впервые на государственную службу я поступил на конкурсной основе 20 лет назад, будучи молодым учителем средней школы в родном селе. Наверное, это был, прежде всего, интерес к данной сфере и призыв акима села попробовать себя на госслужбе. В итоге по конкурсу прошел в райакимат главным специалистом. Конечно, сложно было начинать работу в незнакомом месте успешно работавшему в сельской школе человеку. Но понял предназначение и суть государственной службы, разнообразие ключевых задач, стоящих перед государственным аппаратом. Со временем искренняя приверженность к миссии госслужбы становится принципом жизни.
- До назначения в Атыраускую область вы были руководителем, председателем совета по этике департамента Агентства по делам госслужбы по ВКО, а еще до этого работали в Жамбылской области. Есть ли региональные отличия при работе с людьми?
– Региональные особенности, разумеется, присутствуют, и человеческий ресурс – не исключение. Это и есть одна из интересных частей моей работы. То есть возможность поближе узнать нашу необъятную страну с разного ракурса. Люди разные и их характеры тоже, но принципы взаимодействия с ними на госслужбе едины. В итоге приобретаешь новые навыки и подходы в деле.
– Что самое сложное в работе руководителя?
– Работа руководителя сложна по многим причинам. Это ответственность за людей и результаты – руководитель отвечает не только за себя, но и за команду, ее эффективность, мотивацию и конечные результаты. Должен быть баланс между стратегией и операционной работой – руководителю важно видеть картину в целом, но при этом не упускать контроль над ежедневными процессами. Мотивация команды – держать людей вовлеченными, мотивированными и продуктивными, особенно в трудные периоды, непросто.
Перерабатывают ли госслужащие?
– Раньше госслужащие подолгу задерживались на работе. Удалось изменить подобное положение дел?
– Да. Постоянно проводим мониторинги соблюдения рабочего времени с посещением и без посещения государственного органа. По итогам прошлого года переработка рабочего времени составила 434,8 часа, а в позапрошлом году – 1 136 часов. В минувшем году за превышение режима рабочего времени в отношении должностных лиц составлено девять административных протоколов. Защищаем трудовые права государственных служащих, по итогам им предоставляются дни отдыха.
-Правда ли, что на госслужбе неконкурентоспособные зарплаты? А есть бонусы, премии, доплаты за стаж и квалификацию? Какое жалованье у государственного служащего, к примеру, среднего звена?
– Зарплата госслужащих определяется относительно занимаемого блока по факторно-балльной шкале, категории занимаемой должности и стажа работы. К примеру, у главного специалиста профильного блока районного отдела акиматов – 243 тысячи тенге, а у главного специалиста сельского округа – 210 тысяч тенге. Да, госслужащие могут получать бонусы и премии, которые зависят от результатов их работы. Дополнительные выплаты служат стимулом для повышения эффективности и качества выполнения служебных обязанностей. Премирование производится исключительно из сэкономленных средств.
Запрещено, кроме педагогической и творческой, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. А разрешаемая деятельность не должна препятствовать основной работе государственного служащего.
За грубость накажут
– Сколько дисциплинарных дел в отношении государственных служащих было рассмотрено в прошлом году?
– На восьми заседаниях рассмотрели 77 вопросов, из них по дисциплинарным делам – 27. За нарушение норм служебной этики к дисциплинарной ответственности привлечены шесть человек, за дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, – 11 сотрудников.
Еще инструментом продвижения морально-этических ценностей является институт уполномоченного по этике, который доказал свою состоятельность. Это подтверждается более чем 10-кратным ростом количества обращений в их адрес за последние два года.
Уполномоченные по этике систематически выезжают в регионы, в ходе чего проводят анкетирование среди госслужащих, а также прием жителей региона. Примечательно, что в ходе таких приемов обращения граждан и госслужащих рассматриваются незамедлительно, и по ним принимаются конкретные меры. Такие изменения в определенной степени связаны с активной гражданской позицией общества. Немаловажное значение имеют и средства массовой информации. Проявление грубости, неудачные высказывания должностных лиц, не говоря уже о явных нарушениях этических норм, активно обсуждаются в социальных сетях и СМИ. Существенное влияние на изменение в положительную сторону дисциплинарной практики оказали профилактические меры, осуществляемые членами советов по этике и уполномоченными по этике.
– Тем не менее, почему пока чиновникам не удается работать без нарушений? Квалификация хромает?
– Риторический вопрос, местами может быть и спорный. Как говорится «не ошибается только тот, кто ничего не делает». Поэтому ошибки присутствуют, как и везде, но важно, чтобы это не стало тенденцией. Причин достаточно, так как мы работаем в эпоху новшеств и глобальных изменений, в том числе меняются и нормы законодательства. Конечно, не всегда получается уследить за новыми изменениями, но это не освобождает от ответственности. По этой причине система обучения и повышения квалификации служащих – ключевой механизм профессионализации государственного аппарата. Согласно Конституции, госслужба доступна каждому гражданину. Возникает необходимость переподготовки и адаптации лиц, не имеющих опыта в системе госслужбы. Приток кадров идет из частного и квазигосударственных секторов, где уровень ответственности и подходы в принятии решений отличаются.
– Что делается для повышения квалификации и профессиональной подготовки госслужащих региона?
– В стране реализуется принцип непрерывного обучения. Люди проходят обучение при поступлении на государственную службу и занятии руководящей должности. Более того, законом предусмотрено прохождение обучения не реже одного раза в три года. Эффективность обучения обеспечена выстроенной образовательной системой, которую составляют Академия государственного управления при Президенте и ее филиалы в регионах. Обучение включает в себя повышение квалификации и учебу по программам послевузовского образования (магистратура и докторантура). Ежегодно его проходят в среднем 30 процентов действующих работников госсектора. В прошлом году прошли учебу 537 человек. Программы составляются с участием зарубежных экспертов на основе компетентностного подхода и соответствуют определенной карьерной ступени. В текущем году, например, было инициировано обучение акимов сел, сельских округов. Сейчас соответствующие должностные лица учатся на специальных курсах. Свой вклад вносят и наставники, которые в первое время помогают вновь принятым государственным служащим адаптироваться к работе. Наставничество – хорошая поддержка молодых специалистов и новых работников в профессиональном становлении.
– Но как, помимо профподготовки, воспитать в госслужащих понятие, что работать надо честно?
– Больше показывать положительных примеров, рассказывать про эффективные результаты работы. При этом данная информация должна подаваться со стороны потребителей госуслуг. Сейчас, к сожалению, в обществе муссируются зачастую негативные примеры служения обществу. Граждане же, удовлетворенные результатами труда государственных служащих, не торопятся рассказать о собственном положительном примере получения соответствующей услуги. Такое фактически несправедливое формирование взглядов в обществе, скорее, демотивирует служащего в самопознании собственного предназначения. Кстати, это касается не только госслужащих, а также учителей, врачей и представителей других профессий.
-Тем временем у некоторых людей есть представление о госслужащих, якобы они все занимаются лишь «перекладыванием бумаг», и что большинство из них нечистые на руку. Что скажете об этом?
– К сожалению, такое представление имеет место быть, поскольку бюрократия стала обыденной реальностью не только для граждан, но и для самих государственных служащих. Понятно, что мы не можем всех работников приравнять к бюрократам. Однако и безосновательным сложившееся общественное мнение не назовешь.
Нужно отметить и положительные тенденции, ведь Агентством по делам госслужбы и его территориальными подразделениями проводится масштабная работа по дебюрократизации госаппарата, в результате которой на постоянной основе вносятся изменения в законодательные акты. Что это дает? Огромную возможность выявлять и обращать внимание на слабые стороны в организации деятельности как внутри самих госструктур, так и в построении взаимодействия с заинтересованными сторонами, в том числе с гражданским обществом.
Насчет нечистых на руку. Полагаю, что это последствия упущенных возможностей в формировании культуры добропорядочности в обществе в целом. Ведь госслужащий – прежде всего человек, воспитанный обществом, с собственными взглядами и ценностями, сформированными с малых лет. Невозможно точно определить мотив человека, который собирается работать на государственной службе. Быть порядочным или преступить черту дозволенного – зависит от самой личности.
Мы не можем мгновенно изменить сложившееся представление у общества, ведь феномен бюрократии напрочь закрепился в сознании людей. Думаю, медленными, но верными шагами добьемся искоренения в обществе негативного представления о государственных служащих. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо научиться здраво и справедливо оценивать ситуацию и возможные последствия, и не только правовую ответственность, но и моральную. Не стоит порицать систему или госслужащих в целом, если критиковать – то конкретно, делать это адресно. Иначе это будет порождать только несправедливое отношение к государственной службе.
Блиц
– Ваши любимые места в Атырау?
-Нравится набережная. Не в обиду будет сказано, но после увиденного в Восточном Казахстане мне трудно сравнивать флору.
– Книги читаете?
–В детстве дома была внушительная библиотека, почти полная стена в зале, выставленная собраниями художественной и познавательной литературы. Отец собирал все выпуски роман—газеты. Поэтому любовь к чтению с детства присутствует.
– Какие кинофильмы вам по душе?
– В основном нравятся исторические жанры, основанные на реальных событиях.
– Если бы вы не стали госслужащим, какую бы профессию выбрали?
– Наверное, профессию дизайнера или проектировщика. Я обучался также на инженера—строителя. Имею навыки художественного рисования, но пока не приходилось работать в данной сфере, хотя иногда просто для себя рисую.
Светлана НОВАК