В Атырау, как и во всём мире, стартовал сезон гребли на байдарках и каноэ. На воду вновь вышел Евгений Русаков – внук легендарного гребца Александра Круглова – первого мастера спорта международного класса в области. Но, как признаётся герой, сравнивать их не стоит, сообщает AtyrauPress со ссылкой на pricom.kz
Евгений пишет свою историю, в ней уже есть золото чемпионата Азии, титулы чемпиона Казахстана и спасённый ребёнок, тонувший в Урале. В греблю он пришёл в апреле 2019 года – просто по приглашению друзей. Хотелось бывать на воде: купаться, нырять, плавать. Так всё и началось…
– Сначала ходил ради интереса, без больших планов. И как-то незаметно эта дисциплина стала частью меня. Кстати, я и не говорил, что мой дедушка был спортсменом, – вспоминает спикер.
По его словам, в спорте важны не родственные связи, а упорство и результат. И в этом смысле фамилия в стартовом протоколе – лишь строчка, а не аванс.
– Я почему-то переживал, что меня с дедом будут сравнивать. Но оказалось, зря волновался. Да, дед был сильным байдарочником, но это – его история. А я свою только пишу, – признаётся атлет.
Он также подчёркивает, что на его пути важную роль играет человек, который является настоящей опорой в спорте.
– Немалая заслуга в этом моего тренера – Андрея Сафаряна. Он помогает мне расти, становиться лучше. Всё-таки Андрей Рачикович – мастер спорта, участник Олимпийских игр в Атланте 1996 года, победитель множества республиканских и международных турниров. Раньше выступал за гребную команду «Вооружённые силы СССР». Он – очень опытный и передаёт не только спортивные знания, но и человеческие. Тренер – это практически второй отец, всегда рядом, объяснит, подскажет, а если не поймёшь, будет искать, как информацию донести иначе. Особенно это важно на соревнованиях: ты уже измотан, а под финиш слышишь его голос, тогда появляется второе дыхание, – делится воспитанник.
И поражения, и награды
На самом деле именно в такие моменты и проявляется настоящая суть спорта: когда тебя поддерживают, а ты стараешься преодолеть усталость и сомнения, чтобы стать сильнее. Здесь важны не только медали и финишные ленты, но и внутренняя борьба с собой. И Евгений – из тех, кто не боится ритма, который диктует байдарка.
– Я занимаюсь всего шесть лет. Бросать даже не думал. Конечно, бывали поражения, без них никуда. Не всегда легко ими дышится после финиша. Но именно поражения часто становятся лучшими учителями. Сразу появляется внутренний импульс доказать себе, что я могу больше.
Самым обидным из таких поражений для него стало четвёртое место на чемпионате Азии 2024 года по гребле на байдарке и каноэ в Таиланде в дисциплине К-1 1 000 метров.
– Я был нацелен на эту дистанцию. Считал её своей. Готовился несколько месяцев, в итоге оказался за бортом тройки. Однако на этом турнире мне дали ещё один шанс проявить себя: посадили в смешанный экипаж на К2 MIX 500 метров вместе с байдарочницей из Темиртау Вероникой Трапезниковой. Заняли первое место.
Это золото стало его первой международной медалью, но, по признанию собеседника, радость была с примесью недосказанности.
– Не скажу, что эта награда для меня много значит, всё же не мой заезд. В ближайшем будущем, надеюсь, смогу занять призовое место именно на К-1 1000 метров.
– Можете расшифровать, что значат дистанции «К-1» и «К2 MIX 500»?
– В байдарке есть разные дисциплины. Бывают одиночные заезды – К-1, двойки – К-2, и четвёрки – К-4. А ещё есть разделение по дистанциям: 200 метров, 500, 1000 и даже 5 000. В миксах, как в К-2 MIX, участвуют мужчина и женщина. Так что вариантов у нас достаточно, и каждый требует своей подготовки.
По словам собеседника, организация чемпионата была отличная, и опыт общения с другими странами был очень ценный.
– На этом турнире больше всего запомнился первый старт. Когда говорят «Ready – set – go», стартуешь и думаешь только о дистанции. Всё вокруг как будто исчезает. К слову, с Вероникой мы ранее не садились в экипаж. Самое важное в таком случае – попадание и чувство напарника. Когда ты понимаешь ритм другого и гребёшь как одно целое, результат приходит сам.
Однако для нашего героя всё же родным остаётся одиночный формат. В нём Евгений чувствует не только ответственность, но и полное погружение в процесс – без отвлечений, без подстраиваний, только он, вода и длина гонки.
– Мне лучше всего удаётся бороться на длинных заездах – 5 000 метров и 1 000 метров, они могут «простить» плохой или неудачный старт. Есть время собраться, перестроиться, выложиться по полной. К тому же, именно тысяча метров – олимпийская дистанция в К-1. На данный момент моя цель – попасть в число спортсменов, которые будут представлять страну на чемпионате Азии до 23 лет. Ежегодно в начале сезона проводятся отборочные соревнования, по итогам которых формируют команду для участия в международных стартах. Это важный шаг, через который проходят все, кто хочет выйти на более высокий уровень.
И гребец, и спасатель
Помимо спорта, Евгений успевает учиться в Высшем политехническом колледже имени Саламата Мукашева по специальности… электромонтажник (поступил по гранту!). В этом году он уже получит диплом.
– Выбрал профессию случайно, особо не задумываясь, – признаётся он. – Совмещать учёбу и тренировки было не так уж и тяжело. Когда пары были с утра, после обеда шёл на тренировку. А если учёба начиналась после обеда, то тренировался утром, дома ел – и в колледж. После занятий иногда даже успевал ещё раз выйти на воду. Мне нравится второй вариант. Так времени остаётся больше.
Осенью 2022-го произошел случай, ярко говорящий о характере Русакова. Он тренировался на байдарке, шёл по реке в районе ФОКа и уже собирался разворачиваться в противоположную сторону, как вдруг заметил вдалеке силуэты мужчины и мальчика, оказавшихся в реке.
– Отец старался вытащить сына, но ничего не получалось. Кажется, упали с катамарана, – вспоминает Евгений. – Я помчался к ним. Когда подплыл, они уже держались за мою лодку. Хотел посадить ребёнка к себе, но как раз вовремя подошёл спасательный катер, чеэсники и вытащили людей. Конечно, в тот момент немного растерялся, но как услышал крики – сразу начал гребсти к людям, не думая.
Сегодня он говорит об этом спокойно, почти с улыбкой, особенно вспоминая, как всё завершилось.
– Запомнился момент, когда позвонил маме из полицейского участка: «Мама, тебе нужно подъехать и забрать меня». Я тогда был несовершеннолетним. Она, конечно, сначала испугалась, и мне было немного смешно от этой реакции, – улыбается собеседник.
К слову, его мама Любовь Круглова никогда не была против того, чем занимаются её дети (а в семье, помимо Евгения, есть старшая сестра Анастасия Круглова и старший брат Анатолий Круглов, который тоже занимается греблей), несмотря на определённые риски, связанные с этой дисциплиной. Напротив, она постоянно помогает с выездами, соревнованиями, тренировками. По словам Евгения, брат Анатолий всегда рядом: подсказывает, поддерживает, помогает двигаться вперёд.
Иногда атлет задумывается о будущем вне соревнований. Признаётся: мысли о тренерстве приходят, но Женя понимает: пока рано.
– Конечно, изредка подумываю, каким бы я был тренером? Но чтобы учить других, надо сначала самому пройти как можно больше. Хотя, как говорят, не из каждого хорошего спортсмена выходит хороший тренер. Всё-таки нужен опыт. А о мечте вне спорта… если честно, пока не задумывался, – признаётся Русаков с улыбкой.
Но если представить, что перед ним стоят те, кто впервые садится в лодку, кто ещё не знает, что впереди, Евгению есть что сказать:
– Я бы посоветовал запастись терпением. Пробовать. Делать, даже если сомневаешься. Не всё получается сразу. Я сам смог нормально сидеть в лодке только через три месяца. А первый чемпионат Казахстана выиграл лишь спустя четыре с половиной года. Очень важно, чтобы вера шла изнутри, – подытожил спортсмен. – Если ты сам в себя не веришь, мало что получится.
Евгений Русаков. Чемпион Казахстана до 18 лет в К-1 1 000 метров, К-2 1 000 метров, К-1 5 000 метров и К-2 MIX 500 метров.
Георгий ШАПОШНИКОВ