Авиакомпании QazaqAir и AirAstana планируют приватизировать в Казахстане

Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana планируют приватизировать для увеличения конкуренции на рынке. Об этом рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, сообщает Zakon.kz.

Он отметил, что на сегодня отрасль имеет ряд проблем, одна из которых – большая доля государственного участия. 

На рынке гражданской авиации работают три авиакомпании:

AirAstana и Fly Arystan с долей более 70%;
QazaqAir с долей 6%;
SCAT с долей на рынке 24%.

"Данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию", – сказал Рустам Ахметов в СЦК.

По его словам, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. При этом на сегодняшний день, только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.

В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:

реализация 100% акций компании QazaqAir и AirAstana;
выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации; 
увеличение сроков действия режима "открытого небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.

Ранее сообщалось, какие объекты убрали из списка приватизации.

Фото: Максим Золотухин