У жительницы Атырау Гульбаршын Кошановой довольно редкая для дамы профессия – машинист технологических насосов производства и транспортировки нефти. А выбрала ее потому, что с детства хотела связать свою жизнь с нефтянкой.
– В мои обязанности входят слесарные работы: разболчивание фланцевых соединений и смена прокладок, набивка сальников, – начинает объяснять суть работы Гульбаршын. – Слежу за рабочим давлением на насосах, трубопроводов, за работой приборов автоматики, торцевых и сальниковых уплотнений, системами смазки, охлаждения на насосах. В журнале учета моточасов указываю, сколько проработал агрегат за сутки и месяц. Помимо этого, веду контроль за работой оборудования, температурой подшипников, а также электродвигателей.
…Детство Гульбаршын Кошановой прошло в доме на Левой Перетаске, недалеко от Гурьевского НПЗ (ныне Атырауского). Ее мама – Зибаш Искалиева – отработала на заводе более 40 лет, в нынешнем году ей исполнится 84 года, она замечательно поживает в кругу семьи и близких людей. И вот дочь – Гульбаршын – после окончания профтехучилища – в нефтяной отрасли с 1985 года.
– Так как я жила неподалеку от нефтеперерабатывающего завода, мне всегда представлялось, что работа там очень интересная, и что нефть – будущее Казахстана, – делится Гульбаршын Сисенгалиевна.
Придя на работу молодым специалистом только с теоретическими знаниями, со временем она набралась практики. Ее наставниками были опытные кадры – Толеген Аймагамбетов, Андрей Кубентаев, Изим Такушев.
– Начинала с низкого уровня машиниста. После, набравшись опыта и профессионализма, успешно сдав экзамены и тесты, повысила свои знания, квалификацию. На данный момент я – машинист технологических насосов высшей категории, – отметила Г. Кошанова.
И назвала свою работу очень интересной. Надо полагать, не каждый сможет такое осилить, лишь человек с техническим складом ума. В чем особенность труда машиниста и сложность? Требуется тщательно контролировать показатели работы насосов.
– Машинист должен знать назначение и применение насосов и средств механизации, основы электротехники, способы устранения неполадок в работе оборудования, понимать технологические схемы, – поясняет Гульбаршын Кошанова. – Насосная станция, на которой я работаю, предназначена для налива дизтоплива в вагонную цистерну, а также для межпарковых перекачек. Перед началом работ провожу обход обслуживаемой станции, проверяю состояние насосов, трубопроводов, инструментов, вентиляционных установок, запорной арматуры, манометров, а также чистоту рабочего места.
Все параметры Кошанова регистрирует в журнале для машинистов.
Когда-то Гульбаршын Сисенгалиевна и сама помогала набираться опыта новичкам.
– Мне выпала огромная честь быть наставником для тогда еще молодых специалистов – Дмитрия Медведева и Дауылбая Симбеева. И в данный момент Дмитрий Геннадьевич – уже старший оператор, он – профессионал своего дела. Долгие годы мы трудимся в одной команде. Я работаю 40 лет, Дмитрий – 30. А Дауылбай – машинист высшей категории, – делится Гульбаршын Кошанова.
Работа сложная, поэтому полагается доказывать свой уровень, и, согласно внутреннему положению компании, Гульбаршын Кошанова и ее коллеги периодически сдают экзамены и тесты. Так подтверждают компетенцию.
В ее практике нештатных ситуаций не было, машинист Кошанова с коллегами старается держать всё под контролем.
А как мужчины относятся к тому, что коллега из числа прекрасной половины человечества выполняет непростую работу? Не говорят, что, дескать, неженское это дело – с насосами возиться?
– Мужчины всегда поддерживают и уважают женщин, – отмечает Гульбаршын Сисенгалиевна.
Начальник резервуарного парка ПиТН (производство и транспортировка нефтепродуктов) Зейн Шамаров отмечает: помимо технических знаний, для машиниста технологических насосов важны внимательность к деталям, ответственность, умение принимать решение, и Гульбаршын полностью соответствует этим требованиям.
– Она выполняет свою работу тщательно, аккуратно, не раз доказывала свою высокую компетентность. Поэтому Гульбаршын пользуется заслуженным уважением в коллективе, – подчеркнул Шамаров.
– А если работа подразумевает смены – как в дневное время, так и ночью, это не тяжело?
– Для меня нет, за столько лет уже привыкла. Я люблю свою работу. Обращаю внимание только на положительные стороны, стараюсь не зацикливаться на временных сложностях, – говорит наша героиня.
Семья всегда поддерживает Гульбаршын Сисенгалиевну, она у нее дружная.
– Муж Бисенбек Есимович тоже устроился простым рабочим и вырос до заместителя начальника ремонтно-механического цеха. У нас две дочки и два сына, они живут в Атырау. Все семейные, у них дети. К сожалению, муж покинул нас, ушел в мир иной пять лет назад. По казахским обычаям я живу со своим младшим сыном и его семьей.
В свободное время Гульбаршын Сисенгалиевна читает книги, газеты, журналы, нянчит внуков.
– Когда был жив супруг, в основном он с сыновьями устраивал нам на 8 Марта веселое празднество, дарил подарки, обязательно большой букет цветов. Бисенбек готовил отменно, стол всегда был полон вкусных блюд… Сейчас мой младший сын со снохой и внуками устраивают праздник в ресторане, так что мы обязательно отмечаем 8 Марта.
Машинист Гульбаршын Кошанова желает нашим читательницам настоящего женского счастья и любви. Чтобы близкие всегда окружали заботой и любовью.
– Живите в гармонии с собой, заботьтесь о себе, цените себя, – сказала героиня.
– Интересно, а маникюр для женщин-машинистов не под запретом? Или из-за вашей профессии делать ноготочки нежелательно? – поинтересовались мы напоследок у собеседницы.
– Да, многие считают, что машинист технологических насосов – профессия мужская, тем не менее, женщина всегда должна оставаться женственной. Поэтому как же без маникюра? – улыбается Гульбаршын Кошанова.
Светлана НОВАК