Съемочная группа редакции ATPress.kz в рамках авторской экологической экспедиции «Ақ Жайықты аялайық!» посетила город Уральск.
По морю аки посуху
Напомним, цель экспедиции «Ақ Жайықты аялайық!» – ознакомиться с экологической ситуацией реки Урал по всей ее протяженности, побеседовать с представителями общественности, специалистами и экологами. Съемочная группа уже побывала в поселке Индер Атырауской области и поселке Чапаев Западно-Казахстанской области, где зафиксировала катастрофическое обмеление нашей некогда полноводной реки. В целом предполагается доехать до истоков Урала в Учалинском районе Республики Башкортостан в России. А пока съемочная группа посетила центр Западно-Казахстанской области город Уральск.
Здесь нам открылась безрадостная картина, аналогичная той, которую приходилось наблюдать в Индере и Чапаеве – обмелевшая река с большим количеством островов. Причем такая ситуация типична и для реки Чаган – это правый приток Урала, впадающий в него в черте города Уральска. Так, возле парка Победы мы увидели, как с противоположного берега Чагана в нашу сторону спокойно шли несколько молодых людей. Глубина была сначала по колено, потом по пояс, а один из них и вовсе пустился бегом.
С автомобильного моста уже над Уралом в 15 километрах от областного центра открывается вид на три острова, выделяющихся над водной гладью. Кроме того, с высоты отчетливо виден подводный шлейф их продолжения, поэтому не исключено, что в скором будущем эти острова полностью перекроют реку от берега до берега, как плотина.
Черная икра для спортсменов
В Уральске мы встретились с жителем Индерского района, судьей высшей национальной категории по дзюдо Аскаром Бакеновым, который с болью в сердце вспоминает о прошлом реки.
Примечательно, что в начале 80-х, будучи молодым тренером районного ДЮСШ, Аскар Бакенов инициировал проведение учебно-тренировочных сборов для сборной республики по дзюдо на базе отдыха «Динамо», что располагалась на территории Индерского района. Чистый воздух, пойменный лес и черная икра должны были положительно сказаться на организме спортсменов. И точно. После таких тренировок ребята показали неплохие результаты на всесоюзных соревнованиях. Сейчас же осетровых практически не осталось, а пойменный лес, где находится база, гибнет.
- В XIX веке, во время нерестового хода рыбы, людям запрещалось даже к берегу подходить, насколько бережным было отношение к природе и так заботились о будущем, - говорит Аскар Бакенов, который уверен, что если проблему не решат на самом высоком уровне, то река Урал полностью исчезнет с будущих географических карт мира со всеми вытекающими последствиями.
О последствиях догадаться не сложно. Это изменение биологической и экологической системы по всей протяженности реки, лишение населения и объектов сельского хозяйства водоснабжения и, как следствие того – массовое бегство сотен тысяч людей из зоны экологического бедствия.
«Многое зависит от россиян»
По словам нашего коллеги, журналиста из Уральска Александра Суетина, который 30 лет занимается экологическими проблемами реки, очень многое в их решении зависит от Российской Федерации. Он считает, что главная беда кроется в чрезмерной зарегулированности реки, выраженной в наличии действующих водохранилищ в верховьях Урала, а также ее крупного притока – Сакмары. При этом, по его словам, якобы планируется строительство еще и новых таких искусственных водоемов. Непонятна также система отпуска воды с ныне функционирующих водохранилищ – есть ли какой-то график или все это происходит спонтанно?
- Разумеется, проблему необходимо решать комплексно, не только по водохранилищам. При этом многое зависит от россиян – какие они предпримут шаги, - сказал он в телефонном разговоре, отметив также, что уровень воды в Урале в минувший паводок был ниже уровня 1967 года, когда было зафиксировано самое низкое половодье за последние сто лет.
«Полной картины не знает никто»
Все с теми же вопросами - о причинах катастрофической ситуации с Уралом - мы обратились к председателю ОО «Эколого-туристское движение «Біздің Жайық - Наш Урал» Елене Тарасенко. Стоит отметить, что этому общественному движению более 20-ти лет, на протяжении которых ее руководитель провела большую работу по изучению экологических проблем реки Урал, ратуя за ее сохранность в том числе и на посту депутата Мажилиса Парламента Казахстана. Беседа с Еленой Ивановной оказалась весьма содержательной и полезной в части понимания общей ситуации хотя бы частично, потому что…
- Четкую картину по состоянию всей реки вам никто не даст, поскольку на ней расположен целый ряд регионов. В России – это Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области. А в Казахстане даже мы, Атырауская и Западно-Казахстанская области, не видим общей картины, - говорит Е. Тарасенко.
Начнем с того, чем «питается» река Урал? В первую очередь ее формируют паводковые воды, талые снега, горные ледники, а также за счет подземных источников. На реке построено три водохранилища. Одно из мощнейших – Ириклинское. Запущенное в 50-х годах прошлого века в качестве гидросооружения, оно было очень важным и нужным, поскольку разливы Урала - реки с непредсказуемым характером - тоже надо было регулировать. В среднем и нижнем течении реки водохранилищ не имеется, так как, в свое время посчитали, что они навредят нерестилищам осетровых. Рыба тогда была еще в изобилии.
Между тем, как бы ни ругали советские времена, стоит подчеркнуть, что в те годы действия регионов на реке Урал четко регулировались. Елена Тарасенко напомнила, что при Союзе функционировал специальный комитет непосредственно по вопросам, связанным с рекой Урал. В него входили все первые руководители министерств, областей и управлений. Обсуждалось и решалось все – что можно делать и что нельзя. Однако с развалом страны комитет тоже приказал долго жить, и с тех пор нет четкой координации и согласованности как с нашей, так и с российской стороны.
Уральский саммит и 11 лет ожидания
- Сейчас приходится слышать очень много дилетантских рассуждений о сложившейся ситуации. Но на мой взгляд, сформировавшийся за долгие годы работы, единственный выход на данный момент – это немедленное объединение усилий всех заинтересованных сторон, - считает Е. Тарасенко. - Чем дальше мы тянем, тем больше усугубляется проблема и сложнее будет ее разрешить.
По ее словам, существовало множество преград, препятствующих объединению усилий со всех сторон. Мешали бюрократически барьеры, длительные процедуры согласования, недопонимания и разногласия, частая смена кадров и еще множество других факторов. Так, например, реку Урал (равно как и другие водоемы РК) в разное время перебрасывали из ведомства в ведомство: то в министерство охраны окружающей среды, то в минсельхоз, а теперь в недавно созданное министерство экологии, геологии и водных ресурсов. Между тем, исполнение международных обязательств по воде вообще курировало министерство энергетики.
Кстати, о международных обязательствах. В 2006 году в городе Уральске состоялась встреча президентов Казахстана и России, Н. Назарбаева и В. Путина, посвященная, в частности, проблемам Урала. Но только 11 лет (!) спустя после этой встречи, в 2017 году, Урал признали экосистемой и подписали важный межправительственный документ - «Соглашение по сохранению экосистемы трансграничного бассейна реки Урал». Создана межправительственная комиссия.
Впрочем, еще до подписания вышеуказанного «Соглашения…» прошли десятки (!) заседаний разных других отечественных и международных комиссий по спасению трансграничной реки Урал.
Так, например, еще в 2012 году в Оренбурге на международной конференции «Трансграничный бассейн реки Урал: проблемы устойчивого развития и сохранения экосистемы» вице-губернатор Оренбургской области Валерий Рогожкин открыто заявил, что, несмотря на все межправительственные соглашения между Россией и Казахстаном, спасением Урала фактически никто не занимается. «Политическая риторика уже всем порядком надоела, нужен координирующий орган с полномочиями и программа конкретных действий по оздоровлению обстановки вокруг Урала», - сказал тогда оренбургский вице-губернатор.
Чиновники перейдут от болтовни к делу?
- Переговорные процессы затяжные, занимают очень много времени и сил. Этому также способствует частая смена ответственных лиц и структур. А проблемы остаются. Впрочем, сейчас барьеров почти не осталось, осталось найти пути спасения реки. Но, пока во всех этих совещаниях не будут участвовать лица, которые принимают решения и несут ответственность за неисполнение выработанных рекомендаций, толку не будет, - подчеркнула Елена Тарасенко.
- Мы много раз поднимали вопрос о том, что происходит несанкционированное строительство мелких водохранилищ. Не на самом Урале, а на притоках. На той же Сакмаре, например, есть водохранилища местечкового предназначения. Существуют также искусственные плотины и много преград из заброшенных заржавевших трубопроводов как на дне, так и над водной поверхностью. Вокруг них огромные наносы. В последние годы также прекратились плановые работы по очистке русла. Наряду с этим, никто не следит за состоянием многочисленных ручьев пойменных лесов, никто не чистит протоки, а чем ниже по течению в сторону Каспия, тем больше наблюдается фактов несанкционированного либо нерегулируемого забора воды, - перечислила Е. Тарасенко. - Урал нельзя воспринимать просто как реку. Это сложнейшая экологическая трансграничная система! И мы требуем скоординированных действий в решении этих проблем. Причем рассчитываем, что уже в этом году будет сделан первый шаг в формировании объединенных институциональных механизмов.
Дело в том, что на следующей неделе в Уральске состоится крупный семинар-совещание, куда приглашены, в частности, руководители всех регионов, по которым протекает река Урал. В числе приглашенных и аким Атырауской области Нурлан Ногаев.
- Если раньше были отговорки, что нет правового поля, то теперь оно есть. Существуют также международные обязательства, действующие в рамках Хельсинской конвенции (Водная конвенция ЕЭК ООН, - прим авт.), согласно которым, в частности, все вышележащие водопользователи должны согласовывать свои действия с нижележащими. Поэтому нужно срочно выработать механизм взаимодействия, - отметила наш собеседник в завершении беседы.
Тем временем, мы двинулись по своему дальнейшему маршруту. Следующий пункт назначения – Оренбург.
И еще. 21 июля отмечается День Урала.
(Продолжение следует)
Каршыга Кушеков
Атырау - Индер - Чапаев - Уральск
Фото/видео Арсена Боранова