Саукеле сквозь века: как атырауский дизайнер сохраняет наследие предков
В повседневной жизни казахов головные уборы всегда имели особое значение. В старину и сейчас на современных свадьбах казахские невесты надевают красивый головной убор – саукеле. Издревле считалось, что он защищает от сглаза и злых языков. На его работу уходило много времени, сил и материалов, в том числе драгоценных камней, поэтому вес его порой достигал 7 кг, а высота - до метра.
Любовь к традициям с детства
Саукеле - излюбленное изделие среди работ атырауской портнихи, дизайнера Алмагуль Беришбаевой.
-Среди всего гардероба будущей казахской невесты саукеле был, пожалуй, самой важной вещью. Его заказывали за год до свадьбы. Саукеле раньше изготавливали в семье невесты, и передавали из поколения в поколение: от матери дочери, от дочери внучке и так далее, - говорит Алмагуль.
Сегодня некоторые берут саукеле напрокат, но Алмагуль считает это неправильным. На выставке на Наурыз она представила саукеле, изготовленное для своей дочери, но так как многие девушки хотели примерить его, теперь она планирует сделать новое изделие специально для неё.
– Раньше делали в основном красные саукеле, я своей дочери сделала белое. В книге «Заманай мен Аманай» говорится, что саукеле должно быть высоким, как горы, и белым. На одно изделие у меня уходит 5-6 месяцев работы, – добавляет она.
Саукеле – дело мастеров и символ статуса
Как рассказывает дизайнер, в старые времена мастера-зергеры могли трудиться над заказом в течение года - настолько это была кропотливая работа. Некоторые очень зажиточные отцы платили ремесленникам огромные деньги за такое изделие, а иногда отдавали и табун лошадей. Неудивительно, что матери хранили саукеле и передавали его из поколения в поколение.
Над созданием саукеле трудились три мастера, портные шили основу, прикладники украшали драгоценными металлами и камнями, мехом соболя, норки или лисицы, перьями птиц, кораллами и серебряными монетами, вышивались золотыми и серебряным нитями, все это защищало невесту от злых духов, потом ювелиры создавали подвески, прикрепленные к нему по бокам, которые тоже украшались серебряными и золотыми изделиями. По виду саукеле, его высоте определялось социальное положение невесты, из какой семьи она пришла, кто ее родители.
50-летняя обладательница подвески «Күміс алқа», мать шестерых детей Алмагуль Беришбаева родилась в поселке Каратон Жылыойского района в талантливой семье, ее мама Ботагоз Еркинбаева – певица. Наша героиня с детства хотела заниматься традиционным прикладным искусством, наверное, из-за бабушки, маминой мамы, ведь будучи маленькой, постоянно видела, как она вязала и валяла из шерсти, делала традиционный ковер – алаша.
Алмагуль впервые сшила саукеле в 16 лет, вдохновившись книгами по истории и казахской литературе. Материалы были в дефиците, но ей удалось найти шкуру лисицы и сделать свой первый головной убор.
– Я делала его с мыслью о будущей келин. Так и случилось – на свадьбе моего брата я надела невесте свой саукеле. Это была первая свадьба в Каратоне, когда невеста была в казахской национальной одежде. С тех пор многие стали спрашивать на тои мой саукеле для невест, – вспоминает Алмагуль.
Мудрость предков – источник вдохновения
После 22 лет работы оператором в «Эмбамунайгазе» Алмагуль стала домохозяйкой, ухаживает за матерью с инвалидностью. У Алмагуль и ее мужа Алтая Калышова шестеро детей: пять дочек и сын. Самой старшей 28 лет, самой младшей – 15. Две дочки замужем, растут двое внуков.
- Я задумалась, почему сейчас мало носят казахские головные уборы, почему их не шьют, ведь есть много разных видов красивых казахских национальных головных уборов. Почему девушки, носят хиджаб, но не кимешек. Однако если взрослые женщины не показывают пример, молодежь не будет носить. Я хочу показать, какие казахские национальные головные уборы были в старину и носят сейчас, чтобы привить интерес, чтобы люди носили их с удовольствием и сейчас, и в праздники, и в будни, чтобы люди знали и ценили свою историю, - рассказывает Алмагуль.
Так, она стала изучать эту тему, искать информацию в интернете, в книгах, смотреть казахские исторические художественные фильмы.
Алмагуль шьет свои изделия дома. Муж поддерживает - купил швейную машинку, покупает необходимые материалы. Раз в год она ездит в Алматы, там закупается.
Сначала шила для близких. Как-то дети предложили открыть страницу в Инстаграмм, выкладывать фото с работами, показать свое мастерство, предложить людям свои изделия.
– В отличие от камзолов, головные уборы почти никто не шьёт, а ведь существует около 30 видов женских казахских головных уборов, – отмечает мастерица.
Алмагуль рассказала о некоторых головных уборах, которые она шьет.
Қарқара — головной убор, который носят девушки и молодые женщины. Он высокий, заострённой формы, украшен перьями птицы қарқара (бородача).
Қасаба - задний чехол (қап), сделанный с использованием шашқапа (сеточки или накидки для волос). В него помещают волосы, чтобы защитить их от ветра, солнца и сглаза. Шашқап предназначен для накрытия волос, особенно в области затылка и шеи, часто используется как дополнение к кимешеку или в составе свадебного наряда. Это украшение, которое надевается на такия, касаба, прикрепляется на косы сзади. Оно изготавливается из тканей, металла, бисера, серебра, монет и других декоративных элементов.
Это касаба, который одевали келин
Бөрік - это традиционный казахский головной убор, который изготавливается из ценного меха животных и шкур молодого скота. Он бывает летним и зимним. Зимний бөрік обычно сшивается с добавлением шерсти или хлопка внутри.
Тақия – (тюбетейка), төбетай, также называют кепеш или үкілі тақия. В разных регионах его называли по-разному. Представляет собой легкий плетеный или стеганый головной убор, который был обязательным элементом национального костюма народов Центральной Азии. Ее носили дети, мужчины и девушки до замужества. Общетюркское название «түбәтәй» происходит от «тобе/тюбе/топе», означающее возвышенность (вершину горы).
-Этот головной убор под названием күлә, который в древности носили дочери ханов. Сейчас его можно назвать қалпақ - шапка в современном понимании. В целом, считается, что этот головной убор произошёл от нас, и другие народы позже создали похожие, взяв за основу именно его, — есть такая информация, - говорит Алмагуль.
Головной убор топы, который носили девушки.
- Раньше в каждой части Казахстана шили головные уборы в зависимости от климата, один и тот же головной убор мог быть пошит по-разному: на севере – теплее, на юге – из более легких метериалов, например, так шили қасаба. На пошив влияла и родовая принадлежность, - говорит Алмагуль.
Многие интересуются и мужскими изделиями, но Алмагуль пока сосредоточена на женских головных уборах. Хотя в своё время она шила мужской норковый бөрік и хочет в будущем и мужские головные уборы.
В планах мастерицы – сочетать казахские национальные головные с современными тенденциями в одежде.
У Алмагуль есть и корсеты, популярные среди подростков.
- Когда пошел тренд на корсеты, дочки попросили их сделать. Я изучила, сшила и выставила в Инстаграм, сразу 50-60 заказов. Делается корсет из плотного материала, внутри кладется пластмасса, он подчеркивает фигуру, - говорит она.
Юрта – семейный уют и дух традиций
Семейная пара воспитывает детей в духе национальных традиций.
-Я мечтала, чтобы во дворе дома была юрта, чтобы там чай пить с семьей, гостей встречать. В прошлом году муж сделал мне сюрприз на 8 марта, поставил юрту. Я по возможности украшаю внутреннее убранство юрты. Теперь мы с семьей проводим там много времени, встречаем там гостей, угощаем бешпармаком, чаем, - рассказывает Алмагуль.
Алмагуль все время в поиске, изучении.
- Чем больше я читаю о жизни, традициях наших предков, тем больше восхищаюсь их мудростью и благородством, - говорит Алмагуль. - Я заметила, что в этом году на Наурыз был очень большой спрос на казахскую национальную одежду, женские казахские головные уборы, особенно у молодежи, это радует.
В мире, где многое стремительно меняется, особенно важно сохранять традиции, считает Алмагуль Беришбаева, которая своим ремеслом связывает прошлое и будущее.
Жанат Шаяхметова