ATPress.kz. 28 декабря. Бостан Сулейменов: «Некоторые под маркой развития Кашагана, что это первоочередная задача государства, стараются пропускать документы, полностью противоречащие природоохранным законодательствам».
В минувший вторник в акимате Атырауской области состоялась церемония официальной презентации книги «О людях, экологии и биоресурсах Урало-Каспия». Автор - ветеран рыбной промышленности, эколог и общественный деятель Бостан Сулейменов. Это имя хорошо известно среди специалистов рыбной отрасли и экологов не только в Атырау, но также в других регионах Казахстана и в странах СНГ.
Досье редакции ATPress.kz:
Бостан Шамишевич Сулейменов. В 1961 году окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. С 1963 по 1973 годы работал главным инженером Управления «Гуррыбхолфлот» в Баутино (полуостров Мангышлак), где непосредственно занимался промыслом и разведением тюленя, а также проведением экспериментальных работ. Дважды руководил территориальной рыбинспекцией – с 1974 по 1977 и с 1992 по 1996 годы. В разные годы работал генеральным директором производственного объединения «Гурьеврыбпром», заведующим отделом лёгкой и пищевой промышленности, лёгкой промышленности и товаров народного потребления, первым заместителем начальника Гурьевского областного управления экологии и биоресурсов. Одновременно являлся главным государственным инспектором по охране природы и главным экологическим инспектором Гурьевской области. В начале 2000-х годов - эксперт с казахстанской стороны в Международной Каспийской экологической программе (член комиссии в группе по изучению тюленей).
От имени руководства Атырауской области Бостана Шамишевича поздравил заместитель главы региона Салимжан Накпаев, который подчеркнул неоценимый вклад автора книги в развитие не только рыбной отрасли, но и всей экономики республики в целом, а также его широко известную деятельность в деле защиты экологии, рыбных запасов и их восполнения.
Мы не станем пересказывать все выступления гостей презентации, поздравлявших автора в тот вечер. Не имеет смысла рассказывать и о самой книге – её надо читать. Но хотим предложить несколько высказываний самого Бостана Шамишевича Сулейменова из речи во время презентации, на которые стоит обратить внимание и которые толкают на размышления.
Откуда на юге, севере и востоке Казахстана появился судак
«В то время вопрос воспроизводства и рыборазведения, в целом весь комплекс вопросов, входил в состав рыбоохраны – Уралкаспрыбвод. У нас была своя Курилкинская осетроводная станция, которая выпускала до 800 тыс. молоди осетровых в год. Мы занимались акклиматизацией уральского судака по всему Казахстану. В «живорыбных» вагонах он отгружался по всей республике. Если в других водоёмах Казахстана увидите судака – это наш судак, который мы ещё в 1963 году запускали».
Как лодки застревали в рыбе
«Самое большое впечатление – это прорытие Яицкого канала-рыбохода. Его строительство финансировалось из союзного бюджета, из Москвы. Приёмом работ, контролем занималось наше управление. Честно говоря – это громко сказано «наше управление». Я занимался один. Поэтому, когда всегда ставили вопрос – что нужно решать в первую очередь по сохранению рыбных запасов Урало-Каспийского бассейна, я всегда говорю, что надо прорыть Яицкий канал-рыбоход. Я помню, когда его прорыли в 1963 году, по нему пошли косяки рыбы в таком количестве, что не могли передвигаться на лодках – ни шестом, ни вёслами. Лодки находились в косяках рыбы. Это было очень удивительно даже для местного населения».
Об экологической угрозе целому району
«Вопрос водных ресурсов. Часто говорят при строительстве объектов в разделе водопотребления сразу пишут «Водовод Астрахань – Мангышлак». И все с таким серьёзным видом, как будто это бездонная яма, откуда можно черпать эту воду сколько угодно, когда угодно, кому угодно. И не могут понять одного – это водовод не «Астрахань – Мангышлак». Это Кигач – Мангышлак. То есть это вода не волжская, а кигачская. Наша! Это курмангазинская вода. Чем больше мы потребляем воду оттуда, тем больше мы вредим сами себе. Если в таком же темпе будет продолжаться развитие какой-либо отрасли с использованием этой воды «Кигач - Мангышлак», мы можем целый Курмангазинский район привести к катастрофическому положению. И санитарное состояние по обеспечению людей качественной питьевой водой, а о рыбной отрасли и говорить не приходится. Потому что уже сейчас многие водоёмы пересохли, нерестилища вышли из строя, пути миграции заросли растительностью. Я не хочу пугать, мне просто больно от того, что я сейчас вижу. При рассмотрении каждого проекта у меня волосы встают дыбом – откуда берут воду, сколько берут и сколько вкладывают в развитие отрасли, какой вред это наносит рыбной отрасли?»
Под маркой Кашагана
«Я не могу сказать, чтобы Кашаган остановили. Это интересы государства, интересы всего казахского народа. Но некоторые под этой маркой развития Кашагана, что это первоочередная задача государства, стараются пропускать документы, полностью противоречащие природоохранным законодательствам. Я очень прошу всех стараться обращать серьёзное внимание».
Отказаться от министров
«Рыбное хозяйство раньше было связано с министерством рыбного хозяйства. Потом комитетом. А сейчас названия «рыба» мы лишились. Нет рыбы. Даже министр сельского хозяйства отчёт в этом году давал, ни одного слова «рыба» не сказал. А по экологии ещё хуже. Всю жизнь мы боролись, теперь они руководят органами экологии. Вот эти два вопроса меня сильно беспокоят. Я прошу руководство Атырауской области обратить на это внимание. При создавшемся положении я не вижу другой перспективы, вообще, нужно ли для нашей рыбной отрасли министерство, ведомство. Я думаю, что нам от них никакой пользы не будет. Думаю, мы сможем решить вопросы, если только перейдём в подчинение области. Сами будем решать свои вопросы. Оттуда я никакой помощи уже не жду».
Записал Рахим Койлыбаев
Фото автора