Посмертное донорство - шанс на жизнь: в Атырауской области в листе ожидания находятся более ста человек

В листе ожидания на трансплантацию органов в Атырауской области на сегодня находятся 145 человек. 142 из них - на пересадку почек, двое на пересадку сердца, один - на пересадку легочно-сердечного комплекса, передает корреспондент AtyrauPress.  

 Спасти жизнь 

Тысячи казахстанцев были спасены благодаря трансплантологии, но число операций по пересадке органов по-прежнему не отвечает реальным потребностям. Трансплантация является сегодня одной из самых наукоемких и при этом динамично развивающихся современных медицинских технологий, которая позволяет спасти людей, прежде обреченных на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Но, самое сложное - найти донора со стопроцентной совместимостью группы крови и резуса-фактора. Еще тысячи казахстанцев сегодня остро нуждаются в пересадке органов, и счет у таких пациентов идет на часы. 

«Донорство органов - это бескорыстная деятельность, за которую нельзя получить денежное вознаграждение. Это неоценимая возможность помочь другим, нуждающимся в критической ситуации, когда жизнь самого человека уже не может быть спасена. По итогам 2024 года в Казахстане проведено 260 трансплантаций органов, из них 237 от живых доноров, 23 из них от кадавры (посмертного донора). Данный момент дает возможность спасти множество жизни, а также развитию медицины в нашей стране. В нашей стране с 2012 года всего проведено 2810 операций по трансплантации, из них:
2363 операции (84%)- от живых доноров, 447 операции (16%) от посмертного донорства. Почки - 2084, печень - 545, сердце - 98, легкие - 22, роговица-59. На сегодня в листе ожидания находятся 4117 человек, из них 96 детей ждут своей очереди. В этом году после 5 лет возобновилась пересадка роговицы в Казахстане», - рассказывает региональный координатор по трансплантации по Атырауской области Эльмира Батырова. 

По ее словам, буквально недавно, 19 января 2025 года на базе КГП на ПХВ «Многопрофильная клиническая больница Алматинской области» управлением здравоохранения Алматинской области был выявлен потенциальный донор 1979 года рождения. Консилиум специалистов подтвердил смерть мозга, проведены беседы с родственниками, получено согласие на изъятие органов. Республиканский центр по координации трансплантации и высокотехнологичных медицинских услуг организовал процесс донорства, в рамках которого были изъяты две почки, сердце и легкие. Также впервые с 2020 года была изъята роговица. Органы были доставлены в трансплантационные центры для дальнейшего исследования и трансплантации реципиентам. В результате почка была пересажена пациенту  2008 года рождения, из Жетысуской области, на базе АО «ННЦХ им. Сызганова». Вторая почка пересажена пациенту, 2007 года рождения, в г. Астана, на базе КФ «UMC». Сердце трансплантировано пациенту 1981 года рождения, на базе АО «Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней». Легкие трансплантированы пациенту 1982 года рождения, из Костанайской области, на базе КФ «UMC». Две роговицы – проведение кератопластики запланировано на 21 января 2025 года, проводится обследование реципиентов.

«Согласие на изъятие органов обязательно берется у родственников донора  после установки «смерть мозга». Если среди прямых родственников будет хоть один отказ, тогда трансплантация невозможна. Даже если донор при жизни дал согласие, то все равно необходимо согласие у родственников на изъятие органов для трансплантации. В нашем регионе, к сожалению, со стороны родственников не было ни одного согласия. Лидируют – Алматинская область, Павлодар, Восточно-Казахстанская область, Северно Казахстанская область, Туркестанская область. Среди зарубежных стран лидирует Испания. Я думаю, что у нас это связано с тем, что людям не хватает информации, многие, наверное и не знают, о том что существует посмертное органное донорство и, что в нашей стране успешно проводится пересадка органов», - сетует врач.

К сожалению, чаще всего родственники не хотят, чтобы органы умершего изымались и отдавались кому-то другому. Когда региональные координаторы разговаривают с родными, в 99 процентах случаев они получают отказ. Сталкиваются с резким неприятием, где-то даже с агрессией. Хотя, по словам медиков, в Казахстане в Кодексе о здоровье прописано, что любой гражданин является потенциальным донором. Но есть подзаконные акты. А там сказано, что при изъятии обязательно нужно учитывать мнение ближайших родственников. 

Реальные истории 

В 2017 году 56-летнему жителю Атырау Максоту Даулетову была проведена трансплантация сердца. Сейчас мужчина находится на инвалидности, но чувствует себя хорошо.

«Сначала у меня обнаружили миокардит, пошли осложнения, сердце выросло в размерах, перестал работать левый желудочек. В 2014 году сделали первую операцию, поставили аппарат, а через пару лет я получил новое сердце. С ним мы подружились сразу. Со дня пересадки прошло уже более 7 лет, я чувствую себя хорошо. Спасибо родственникам моего донора, хотя я до сих пор не знаю, кто они и они не знают меня», - говорит Максот Даулетов.

А вот атыраучанину Махсоту Джамалову из-за отсутствия донорского органа пришлось отдать свою почку супруге Акмарал Амановой, которой диагностировали тяжелую форму почечной недостаточности. Трансплантация донорского органа от любимого человека успешно была проведена в 2022 году в Актюбинской клинике.

«Все началось после родов четвертого ребенка. Тогда мне было 41. Внезапно стало повышаться давление. Появилось частое мочеиспускание, особенно по ночам приходилось вставать по несколько раз, из меня как будто вода выливалась, бесцветная. А однажды почувствовала себя плохо, как при простуде. Пошла сдала анализы и пришла просто в ужас. Показатель креатинина крови достиг 1000 мкмоль/л. В норме он должен быть от 60 до 100 мкмоль/л. Я сама медик и знаю все это. Меня тут же положили в больницу. Там и сообщили мне врачи, что нужно применять гемодиализ, а это навсегда, либо сделать трансплантацию, потому что почки работают только на 11%», - рассказывает Акмарал.

Женщина вспоминает, что эти слова для нее прозвучали как приговор. Первое, что пришло ей на ум, а как же дети. А когда она все рассказала мужу, тот сразу же решил, что не нужно никакого диализа. Что он сам станет для нее донором. По словам Махсота это был единственный шанс для их счастливой жизни.

Медицина в Казахстане давно шагнула далеко вперед. Впервые трансплантация донорского сердца в нашей стране была проведена 8 августа 2012 года на базе Национального научного кардиохирургического центра. Сейчас казахстанские врачи уже проводят операции по трансплантации печени, легких, поджелудочной железы и почек, и все они за счет  гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и полностью контролируются Министерством здравоохранения. Ежегодно в стране проводятся примерно 170 операций по трансплантации и самое распространенное донорство – родственное. Однако около 100 казахстанцев умирают ежегодно, не дождавшись донорских органов.

«В Атырауской области, то в листе ожидания на сегодня 145 человек. Из них 142 человека нуждаются в почке. Один из них ребенок. Один взрослый и еще один ребенок нуждаются в пересадке сердца. В легочно-сердечном комплекс один ребенок. Но проблема в том, что у нас не развивается так называемое «трупное донорство». Если с тем, чтобы пересадить больному, к примеру, почку от его родственника, проблем нет, то к тому, чтобы изымать органы из тела умирающего, родственники относятся с опаской. А что делать, если нужна пересадка сердца? В этих случаях больному остается надеется только на донора, которому оно уже не понадобится», - отмечает Эльмира Батырова.

Как отмечет специалист, в стране растет число пациентов с трансплантированной почкой. По нашей области пересадка почек была проведена 61 человеку. Только за прошлый год 7 человек получили донорскую почку. Из них в стране провели операцию 5 пациентам, двоим - в республике Беларусь. Одному пациенту проведена ретрансплантация (повторная пересадка). На сегодня 277 человек по области находятся на гемодиализе (искусственная почка).

«В целом общее количество пациентов, страдающих почечной патологией, составляет примерно 600 человек по области, это только выявленные врачами эндокринологами, гематологами, ревматологами, урологами, онкологами», - отметила врач.

Смерть мозга 

Как говорят врачи, когда ставится диагноз «смерть головного мозга», он приравнивается к смерти человека. Специальная комиссия наблюдает пациента более суток, проводят специальные тесты, которые повторяются в течение каждых 2-3-х часов. В этом случае органы умершего человека могут спасти другие жизни. После изъятия органов сердце можно храниться 6 часов, печень - 12 часов, почки - 24 часа. Это то время, за которое нужно пересадить органы реципиенту, т.е. нуждающемуся человеку. 

В Атырауской области функционирует один донорский стационар на базе областной больницы №1. Туда поступают пациенты для посмертного донорства. Это могут быть умершие инсультные пациенты, погибшие после ДТП, неврологические, нейрохирургические пациенты и т.д. По идее вся процедура должна выполняться так, если появится потенциальный донор, то стационарный координатор в областной больнице комиссионно констатирует смерть мозга. Затем он должен уведомить об этом родственников. После начинается беседа с родственниками и предлагается трансплантация органов умершего. Параллельно информируются координаторы в Астане. Но, к сожалению, в нашей области еще не было зарегистрировано ни одного согласия от родственников на трансплантацию. Люди не соглашаются на отключение умершего родственника от аппарата искусственного дыхания, даже если уже нет шанса на жизнь. 

«Возможно, они верят в чудо, надеются на что-то, это их право. Наш менталитет еще не готов к этому. Трудно с родственниками разговаривать на эту тему. Не говоря о донорстве, люди даже на согласие вскрытие не дают. Пишут отказ. Смертность от инсульта в нашем регионе составляет 20%. 15% - в инсультном центре, 5% на дому. Пациента забирают домой, через 2-3 месяца он все равно умирает. Тяжелые пациенты находятся под ИВЛ, его ни в коем случаи мы не отключаем без необходимости», - говорит заведующая нейро-инсультным центром, главный невролог области, координатор инсультной службы Марта Исмаилова. 

Стационар рассчитан на 60 койко-мест. Из них 55 инсультных, 5 неврологических. По ее словам, сюда попадают только экстренные пациенты. 

«Да у нас пациенты с нарушениями мозга, получившие обширный инсульт несовместимые с жизнью. К нам попадают до 1000 пациентов в год. Это много. Взрослых много, повторных. Есть, конечно, и молодые гипертоники. Если есть пациенты на искусственной вентиляции легких, то с аппарата категорически нельзя отключать без показаний. Когда только официально ставится «смерть головного мозга». Больной у нас находится 15-20 дней, за это время он полностью обследуется. То есть, когда случается в итоге смерть, у врачей имеются все данные о нем, как потенциальном доноре, но объяснить это родственникам очень тяжело», - говорит Марта Женисовна. 

Как бы страшно ни звучало, каждый год более тысячи граждан, умерших от инсульта, могли бы стать донорами и продлить жизнь своих соотечественников. Тем более сейчас, Казахстан полностью готов трансплантировать все внутренние органы, а государство вкладывает огромные деньги в отечественные операции по пересадке органов. 

Деликатное дело 

По словам медиков, в частности казахстанцы отказываются от посмертного донорства по религиозным мотивам. Однако религиозные авторитеты говорят об отсутствии запретов на посмертное донорство в исламе и христианстве. Со слов, наиба имама центральной мечети «Имангали» Мурата Мустафаева, это тема деликатная и очень чувствительная поэтому этот процесс должен быть единственным способом и лечением для спасения жизни больного и осуществляться под наблюдением образованных, квалифицированных врачей. И самое важное, человек не должен продавать  свой орган, а передать его безвозмездно.

«Ученые разрешили трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток костного мозга, сравнив ее с постановлением о донорстве крови. Потому что донорство стволовых клеток соответствует принципу шариата о взаимопомощи и спасении всего человечества от смерти. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности»[3];«Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всех людей»[4]. Поэтому гемопоэтические стволовые клетки костного мозга можно пересаживать больному. Однако должны соблюдаться следующие условия: наличие крайней необходимости, то есть отсутствие чистой альтернативы и, по решению надежных, квалифицированных медицинских специалистов, это должно быть единственным способом и лечением для спасения жизни больного;    Отсутствие какого-либо вреда для здоровья донора; Добровольное согласие донора на донорство», - говорит он.

Жительница Атырау Надежда Баева, считает, что даже после смерти  человеческое тело должно сохраниться в прежнем виде, чтобы воскреснуть в Судный день. И это главный аргумент среди верующих. 

«В хадисе есть упоминание о том, чтобы люди относились к телам покойных столь же уважительно, как и к живым. Поэтому я не поддерживаю посмертное донорство», - говорит она.

Недавно по совету 27-летний Арман Датиков, посмотрел фильмы «Лист ожидания», в котором основной темой является пересадка органов. Этот фильм о тех людях, которые нуждаются в подобных операциях. 

«После фильма я стал изучать эту тему и понял, что органов для трансплантации в нашей стране действительно чрезвычайно не хватает. А нуждающиеся годами ждут и зачастую не доживают до появления подходящего донора. Я сказал всем своим родным, что если со мной что-то случится, то пусть мои органы помогут другим, мне они больше все равно не понадобятся», - поделился Арман.

Динара Канбетова, фото автора