Что даст строительство АЭС Казахстану, рассказал доктор технический наук Бекет Кенжегулов

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в послании к народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» подчеркнул, что дефицит энергии в мире сейчас усиливается. В связи с этим наша страна нуждается в надежных и экологически чистых источниках энергии. Именно поэтому делается упор на развитие атомной энергетики.

Доктор технических наук, декан факультета, профессор Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова Бекет Кенжегулов рассказал, стоит ли Казахстану строить атомную электростанцию? Какова эффективность использования атомной энергии? И почему мы до сих пор не можем прийти к решению? 

«Конечно АЭС, нашей стране необходим как воздух. И станция не должна быть одна, а их должно быть несколько. Эксперты в энергетике часто говорят, что в будущем в стране может возникнуть дефицит электроэнергии. И здесь пока не учитываются электромобили, электрические самокаты, мопеды и так далее. Говоря об АЭС, лучше ссылаться на опыт других развитых стран в этой области. Например, во Франции 80% вырабатываемой электроэнергии принадлежит атомным электростанциям, а в Швеции этот показатель составляет 75% и 65% в Бельгии. Есть информация, что в Южной Корее находится самая крупная и мощная атомная электростанция в мире. Сейчас эта страна развивается благодаря стабильному, гарантированному и дешевому источнику энергии. В названной стране 26 ядерных реакторов, 142 в США, 52 в Японии и более 400 атомных электростанций более чем в 30 странах мира», - говорит Бекет Кенжегулов.

По его словам, преимущества АЭС, во-первых, устранение дефицита энергии, во-вторых, соответствие Казахстана принципам зеленой экономики, как чистой экологии в соответствии с Парижским меморандумом. Здесь следует отметить, что энерговыработка одного килограмма урана равна энерговыработке 100 тонн угля или 60 тонн нефти, а атомная электростанция может ежегодно предотвращать до 20 миллионов тонн выбросов углекислого газа. В-третьих, в Казахстане ежегодно добывается 20 тысяч тонн урана, который является сырьевой базой. Казахстан занимает первое место по запасам и производству урана, а это 40% от мировой добычи. С 2018 года уран занимает первое место по объему продаж. 

«Говоря о вреде АЭС, на ум населения приходят случаи Чернобыля и Фукусимы. Конечно, это горькая историческая правда. Но сейчас, в период расцвета новых технологий, залогом безопасности могут стать реакторы 3, 3+, 4-го поколения. Если система сигнализирует о пожаре либо другой чрезвычайной ситуации, то реакторы самоизолируются и блокируются. Эту информацию специалист Алмас Абильдаев озвучил в средствах массовой информации. Тимур Жантикин, генеральный директор ТОО «АЭС в Казахстане», заявил, что реакторы 3-го, +3-го и 4-го поколений будут работать 60 лет, а возможно и 80-100 лет», - отмечает собеседник.

Он отмечает, что на сегодня в Казахстане пока нет проблемы нехватки воды и ее нельзя назвать острой. Поэтому если появиться реальный дефицит воды, то есть возможность использовать «сухую технологию», как в Узбекистане. В этой технологии процесс охлаждения осуществляется не водой, а холодным воздухом, то есть расход воды 0%. Об этом также упомянул Тимур Жантикин. К примеру, на Белоруской АЭС мощностью 2400 МВм используется 63 миллиона кубометров воды в год, что составляет 0,03% воды, испаряющейся за год в бассейне Балхаша.

«Многих также интересует вопрос, из какой страны следует привлечь инвесторов для строительства АЭС в Казахстане? Технология, какой страны более эффективна? По данным СМИ, из 13 стран, имеющих опыт в области АЭС, 4 страны передают нам специалистов для строительства АЭС. Это Южная Корея, Франция, Россия и Китай. Что касается Южной Кореи или Японии, у них нет военно-политической ориентации. Например, если им скажут «не перевозить ядерное топливо в Казахстан» через 10 лет после ввода АЭС в эксплуатацию, они это сделают. С этой стороны, то есть лучше рассматривать военно-политические независимые страны. Например, Францию, Россию или Китай, лучше выбрать одну из трех. Что касается моей гражданской позиции, выбор Франции кажется правильным. Потому что, во-первых, мы все знаем, что Францию называют «Атомной столицей Европы», - говорит он. 

По мнению Кенжегулова, наиболее благоприятным местом для строительства АЭС в стране является Алматинская область, Жамбылский район, село Улкен. Вначале говорили, что если в Казахстане будет несколько АЭС, то построят как минимум четыре.

"Это строительство 2 реакторного АЭС в селе Улкен ,2 реакторный в Курчатове, 1 реакторный в Туркестанской области, 1 реакторный в Мангистау. У нас уже была АЭС, первый в мире реактор запустили в Актау. Первоначально реактор BN-350 в городе Форт-Шевченко, позже он стал называться Мангистауской энергетическим комбинатом. Не говоря уже о селе Улкен и АЭС в городе Курчатов. А в связи с увеличением потребителей электроэнергии в южном регионе рекомендуется построить в Шаулдире хотя бы одну АЭС. Для обеспечения населения питьевой водой Мангистау также необходима атомная электростанция с одним реактором. Конечно, стоимость одной АЭС немалая, она составляет около 11-12 миллиардов долларов. Предполагается, что при строительстве АЭС будет работать более 12 тыс. человек, а через 7-8 лет строительство АЭС будет завершено, и продукция АЭС будет потребляться, трудоустроено будет около 2 000 человек, из них 400 будут инженеры-специалисты. Подготовкой кадров занимаются Национальный ядерный центр, Институт ядерной физики, КазНУ им. Аль-Фараби и открытый при этом вузе филиал Московского физико-технического института, а также Евразийский национальный университет имени Л.Гумилева", - заключил Б.Кенжегулов.

Аружан Ажимкулова