ATPress.kz. 8 июня. Командир пограничного отряда в Атырау предполагает, что при борьбе с браконьерами в Атырау вертолёт надо использовать втайне от других силовых структур. И без стрельбы и десанта – эффекта ноль.
Об этом он доложил акиму области Нурлану Ногаеву на расширенном совещании, где подводились итоги широкомасштабной акции «Бекiре-2016», а также были рассмотрены проблемные вопросы развития рыбной отрасли в регионе. Выслушав доклады представителей полиции и рыбинспекции, аким Атырауской области Нурлан Ногаев спросил:
- Вылеты, осуществленные совместно с другими органами, насколько они эффективны?
- Я считаю, что вылеты, которые состоялись совместно, как правило, фактов не дают, - ответил командир войсковой части №2201 «Г» Пограничной службы КНБ РК Фархад Мирманов (на фото). - Суда стоят у берега, браконьеров на морском и речном участках не наблюдается. Скорее всего, информация уходит.
- Пока согласовывается график вылета, время вылета, все успевают принять меры? - вновь задал вопрос Нурлан Ногаев.
- Так точно! - заявил командир.
- И у нас это остаётся отговоркой, отпиской? Что мы совершили четыре вылета, а на самом деле результата нет? - вновь прозвучал вопрос от акима.
- Есть такое предложение у меня, как у непосредственного участника мероприятия, чтобы разведывательные полёты проводились не со стороны Атырау, а со стороны Актау. Туда информация не уходит. И как правило, эффект бывает. Два пограничных вертолёта вылетали в направлениях Актау и Атырау, и были задержания на морском участке – задержания дагестанцев. Информация не уходила. Были катера, которые уходили в сторону Жанбая. В связи с тем, что находились у нашего берега, оружие не применялось, - сказал Фархад Мирманов.
- А какой эффект даёт облёт вертолётом? - спросил Нурлан Ногаев. - Я до сих пор не пойму. Вот он облетел, видит конкретно десять незаконных катеров или лодок …
- Я считаю, что эффекта ноль. Если оружие при задержании не применяется либо высадка десанта на борт не производится, то эффекта – ноль, - сообщил командир войсковой части №2201 «Г» Пограничной службы КНБ РК Фархад Мирманов.
Здесь хотелось бы обратить внимание на слова командира-пограничника, когда он упомянул Жанбай. По всей видимости, он имел в виду, что, когда вертолёт вылетает из Актау, это становится неожиданностью для жанбайских браконьеров. А когда вертолёт летит из Атырау, то ни на море, ни на реке никого нет. Всё чисто. Выходит, что все браконьеры, в том числе из посёлка Жанбай, получают информацию о предстоящем облёте из Атырау? А ведь о том, что вертолёт вылетит на облёт морского побережья в поисках браконьеров, как правило, знают в руководстве областного ДВД и Атырауской областной территориальной инспекции животного мира и лесного хозяйства (рыбинспекции).
Далее аким области выяснил, что 1 час облёта на вертолёте обходится государственной казне в 600 тысяч тенге. На один облёт уходит 3-5 часов. В лучшем случае дозорная группа с воздуха сообщит на берег координаты нахождения браконьерской лодки, и её (может быть!) успеют перехватить катера рыбинспекции, полиции или пограничников. И браконьеры (если ещё удастся доказать, что они браконьеры), возможно, понесут административное наказание – заплатят штраф.
- Я не могу понять соизмеримость затрат – один час полёта вертолёта стоит 600 тысяч тенге, он летает несколько часов, а потом задерживают лодку и налагается штраф 200-300 тысяч тенге, - недоумевал Нурлан Ногаев.
Небольшое уточнение сделал руководитель Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Мурат Ермеккалиев. Он сообщил акиму области, что, помимо обследования побережья моря в поисках браконьеров, при помощи вертолета с воздуха инспектируется состояния моря в районе Северо-Каспийского проекта, где находятся многочисленные искусственные острова с нефтедобывающими установками. Причем, облёт месторождения Кашаган происходит при каждом вылета вертолёта. К тому же вертолёт нужен и в экстренных ситуациях. Например, совсем недавно от санитарных служб поступила информация, что на побережье моря, в районе месторождения Прорва, замечены мертвые тюлени. И тогда для обследования камышовой зоны был задействован вертолёт.
Аким области Нурлан Ногаев в будущем настоятельно порекомендовал руководителям правоохранительных и контролирующих органов пересмотреть способы применения воздушного судна при борьбе с браконьерством, а также методы взаимодействия всех участников акции «Бекiре» при проведении рейдовых мероприятий. А то их несогласованность дорого обходится государственной казне.
Еламан Жусанов
Фото Рахима Койлыбаева