По официальным данным, в казахстанских школах не хватает 270 тыс. ученических мест. На данный момент 136 школ в стране работают в три смены, около 300 из них не отвечают современным стандартам, 71 школа признана аварийной, потому что большинство из них были построены во времена СССР…
По данным управления образования Атырауской области, в нашем регионе насчитывается семь аварийных школ. Из них в Атырау - 4, и по одной школе в Индерском, Кызылкогинском и Махамбетском районах. Кроме того, в настоящее время по области насчитывается 10 школ с трехсменным обучением. Сегодня перегружены городские школы №№ 2, 3, 16, 17, 22, 24, 32, 39, а также школы им. Т.Амандосова и Еркинкалинская средняя школа.
«Основными причинами трехсменного обучения в школах являются демографический рост населения города, миграция и нехватка учителей, преподающих в русскоязычных классах. В целом рост численности населения в городских школах возникает из-за увеличения количества детей в школах, расположенных в пригородных селах», - отметили в управлении образования.
Детей к соседям
В Атырау в предстоящем новом учебном году учеников еще семи школ ожидают сразу две новости – хорошая и плохая. Хорошая - в их учебных заведениях наконец-то проведут капитальный ремонт и начнут строительство нового здания, плохая – им придется снова скитаться по соседним школам. Родители с ужасом хватаются за головы, а местная власть разводит руками. Радует лишь то, что после завершения строительства новых школ трехсменное обучение с повестки дня будет снято.
Всего в Атырау на данный момент насчитывается 65 школ, в которых по итогам 2023-2024 учебного года обучаются более 74 тысяч учеников. Как известно, в прошлом году к началу нового учебного года несколько из них не смогли открыть свои двери и, судя по всему, эпопея продолжится и в предстоящем году. 6285 школьникам с 1 сентября придется продолжить учебу в других образовательных учреждениях.
«В 2023 году в городе были признаны аварийными четыре школы – это 30-ая, 11-ая, 10-ая и школа имени Ломоносова. Сегодня школа №11 уже снесена, на ее месте планируется построить комфортную школу. Однако когда начнется строительство и когда завершится, нам неизвестно. Ждут своей очереди и остальные три школы. Сейчас идет конкурсная процедура на снос. На сегодня все они на балансе у управления строительства», - говорит руководитель городского отдела образования Айнагуль Дюсекенова.
Школа имени Ломоносова на 900 мест, которая находится в микрорайоне Балыкши, на первый взгляд вроде бы ничего, но как сообщили в управлении строительства, процедуры по сносу уже на стадии разработки, и даже определен подрядчик, им выступило ТОО «Асад ЛТД», и работы вот-вот начнутся. Ученики, как и в прошлом году, продолжат учиться в близрасположенных школах - имени А. Жангельдина и имени М. Бекмухамбетова.
На фото школа №10 им. С. Муканова, построенная в 60-ые годы в районе бывшего мясокомбината в микрорайоне «Алмагуль», выглядит убого и уныло на фоне четырехэтажной областной национальной гимназии для одаренных детей. Особенно тяжело деткам приходилось в сезон дождей и снега, когда школа практически оставалась в воде. Наконец-то ее закрыли, а учеников временно перевели в школы №№34 и 27. Согласно информации управления строительства, сегодня идут подготовительные работы к сносу. Этим займется компания ТОО «Жастар».
Но а пока заброшенное здание облюбовала местная молодежь, которая превратила бывшее здание учебного заведения в место для сбора.
А это многострадальная школа-гимназия для одаренных детей с обучением на трех языках №30. Она была сдана в эксплуатацию в 2002 году по программе «Игилик» компании «Тенгизшевройл».
О том, что в школе протекает бетонный потолок, стало известно еще в 2021 году. Для проверки технического состояния учебного заведения в тот же год был заключен договор с ТОО «Q-Эксперт». Согласно их заключению, кровля имеет дефекты, требующие капитального ремонта. Но, тем не менее, занятия здесь все это время продолжались, пока зимой 2020-2023 учебного года, в связи с резким таянием снега на крыше школы не стали разрушаться гипсовые покрытия в потолке учебных кабинетов, угрожая жизни и здоровью учащихся. В результате 40 из 54 кабинетов пришли в непригодное для обучения состояние и школу решили закрыть. Сначала школьников перевели на дистанционное обучение. После их распределили в свободные кабинеты в двух колледжах, расположенных рядом со школой. Не решилась проблема и в 2023-2024 учебном году. Дети с подвозом учились в средней школе имени И. Тайманова, на базе областного лицея в колледже транспорта и коммуникаций, а также в колледже энергетики и строительства. В новом учебном году планируется перевод учеников в городскую школу №19, в которой, кстати, тоже проходит капитальный ремонт, правда со скандалом.
В школе №19, построенной 50 лет назад, впервые было решено провести капитальный ремонт, и для этого из бюджета выделено 446 млн. тенге. За работу взялась компания ТОО «КазЕвроСтрой» еще в мае прошлого года. Согласно проектно-сметной документации, школу должны были сдать в эксплуатацию в ноябре 2023 года, однако сроки сильно растянулись. Начался судебный процесс. По словам Дюсекеновой, сейчас работы продолжаются и к началу учебного года должны успеть завершиться.
«Наряду со школой №19 в Атырау согласно графику ремонт проводился в школах №№ 31, 22, 27. Строители на объектах работали круглые сутки, чтобы не отстать от графика, сейчас работы уже завершены, единственная проблема только в 19-ой школе. Администрации школы пришлось подать в суд на подрядчика. В результате суд признал компанию недобросовестной, им дан дополнительный срок для завершения работ до начала нового учебного года», - говорит Дюсекенова.
Придется поскитаться по соседним школам и ученикам средних школ №4 им. Гагарина, №23 им. Байтурсынова, №8 им. Атамбаева, и школы им. Амангельды в пос. Дамба. В них работы по капремонту начаты в мае этого года, по плану срок проводимых работ - от 5 до 8 месяцев. Школьников уже распределили по ближайшим школам.
Трещина в знаниях
Год назад открылся рекордсмен долгостроя – городская школа №1 имени М.Жумабаева (бывшая им. Ленина). Процесс настолько затянулся, что ученикам пришлось целых шесть лет тесниться в городской школе №18, рассчитанной на 300 мест. Школьники обучались в три смены, поэтому родители вышеперечисленных школ, которые будут снесены, опасаются, что детей ждет такая же участь.
По словам одной из родительниц городской школы №30 Евгении Гущенко, ей пришлось перевести дочь в частную школу, потому что знания в школе дали сильную трещину.
«Когда нам сообщили, что дети будут учиться в Жумыскерской школе, конечно, мы не были рады. Спасибо, что автобусы выделили, но уроки проводились по 30 минут. Сами знаете, о каких знаниях может быть речь, если сами учителя были как на птичьих правах. Дети стали относится к учебе безответственно, родительские собрания, и другие школьные мероприятия перестали проводиться. Мы еле отучились первую четверть, забрали документы из школы и перевели дочь в частную школу. Таких как мы много. При мне и другие родители забирали документы своих детей. Многие ушли в школу BINOM, - говорит она.
«Мои дети учатся в 9 и 6 классах. Их разместили, как и все классы с казахским языком обучения, в рядом стоящем здании колледжа. Трудностей очень много. Не говоря о столовой, в первые дни даже не было школьной доски. Мы каждый год ждем сноса и строительства новой школы. Боимся, дождутся ли наши дети новую школу, так как старший ребенок уже в среднем звене. Школа закрыта уже второй год», - рассказывает другая родительница Гульзада Алимжанова.
По словам директора школы №30 Айгуль Жаназаровой, сегодня количество учащихся составляет 1354 ученика. Несмотря на ситуацию, все экзамены проводятся согласно графику в образовательных учреждениях, в которых обучаются дети. Мероприятие по случаю последнего звонка было проведено в стенах лицея «Білім-Инновация».
«Снос старого здания еще не начался. Пока идет бумажный процесс. На месте школы будет построена новая комфортная школа», - сказала она.
О том, что качественное, современное и доступное образование - один из главных приоритетов государства, не раз говорилось с самых высоких трибун. Современная школа - это не просто про классы и парты. Это и хорошее оборудование, и выход в интернет, и доступ к электронным ресурсам, и библиотека, и кружки, и спорт, и даже актовый зал, и столовая.
Однако маловероятно, что авторы этого красивого выражения хоть раз побывали в школах, построенных в далеких годах СССР. В поисках их не нужно выезжать в глубинку. Одна из них находится прямо в центре города Атырау.
Это образовательное учреждение №15, гордо носящее имя великого Абая, было построено в 1956 году. Последний раз здесь проводился капитальный ремонт в 2016 году. Однако в школе, где учатся 1012 учеников, нет ни столовой, ни спортзала, ни актового зала.
Проводить все школьные мероприятия им приходится в таком узком коридоре на втором этаже. На днях здесь прошло торжественное вручение аттестатов для выпускников, вы только посмотрите в каких условиях проходят такие значимые мероприятия, которые останутся в памяти навсегда. Разве учителя и ученики заслужили такое отношение?
Ломать - не строить
Вот уже пошел седьмой год, как пустует здание бывшей школы СТГ, расположенной по улице Атамбаева, 19 «а». Если коснуться истории, то здание было построено в 1983 году. В нем располагался детский сад №44. А в 1991 году оно было передано на баланс городского акимата. После проведенного ремонта его открыли уже как специализированную школу-гимназию (СТГ) с углубленным изучением английского языка. Учебное заведение сразу же стало популярным среди атыраусцев. Желающих получать знания в этой гимназии с каждым годом становилось все больше. Поэтому встал ребром вопрос строительства нового здания. И в 2017 году для школы построили другое здание. Так, СТГ в новом статусе школы-лицея переехала в Нурсаю. С тех пор старая школа ветшает день ото дня. Жильцы дома №56 по улице Смагулова, расположенного рядом со школой, очень переживают по этому поводу.
Отметим, с 2018 года со стороны городского отдела образования были несколько раз внесены предложения заместителю акима области, а также в областное управление образования и акимат города об открытии детского сада на 280 мест с 6 группами для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, нарушениями слуха и зрения. Но до сегодняшнего дня однозначного решения не было принято. А сегодня стало известно, что здание будет отремонтировано и введено в эксплуатацию как школа-лицей №38.
А это заброшенное здание детской деревни «Шанырак», что находится в поселке Геолог, было построено в 1970 году. Оно было признано аварийным, и в 2021 году для воспитанников в селе Талгайран было построено новое здание, и все переехали туда. О том, что в этой «заброшке» когда-то жили дети, напоминают лишь таблички у входа. А в марте 2023 года в областном управлении образования пообещали, что вместо него здесь будет построен новый детский сад на 290 мест. Но воз и ныне там.
«В настоящее время через Центр обслуживания населения осуществляются организационные работы по выдаче правильного документа в электронном формате о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках по данному зданию. На месте данного здания запланирован снос аварийного здания и строительство нового детского сада на 290 мест», - сообщили в управлении образования Атырауской области.
Комфортных школ станет больше
Для решения проблемы дефицита ученических мест Главой государства поддержана реализация национального проекта «Комфортная школа».
О старте нового пилотного национального проекта с многообещающим названием Президент Токаев объявил в своем Послании народу Казахстана в 2022 году. По данным областного управления образования, в рамках данного нацпроекта сегодня начато строительство образовательных объектов. Это школы в микрорайонах Жулдыз-2 и Жулдыз-3 на 900 мест, в селах Сарыозек на 300 мест, Аксай на 900 мест, Береке, Водниково и Зарослый на 1200 мест, школа №11 имени Ы. Алтынсарина на 2000 мест. Строятся школы и в районах – в городе Кульсары на 1200 мест, в Курмангазы и Акколь на 600 мест.
Стоит отметить, что все эти объекты находятся под контролем местного исполнительного органа. Аким области Серик Шапкенов, поручил подрядчикам закончить строительство в соответствии с производственным графиком, строго контролировать ход работ и выполнить их качественно.
«Эти школы будут иметь определенный статус, соответственно, мебель и оборудование в них должны отвечать современным требованиям. Образовательные объекты, как в селах, так и в городе, будут построены по новому единому стандарту и решат вопрос трехсменного обучения, а также проблему аварийных школ в регионе. Поэтому они должны быть построены качественно и в срок», - сказал однажды С. Шапкенов во время обхода на одном из строящихся объектов.
Вот так выглядела городская школа №11 имени Ы.Алтынсарина. Это здание было построено в 1961 году. В последние годы оно довольно сильно обветшало и находилось на грани обрушения. Подвал школы был заполнен подземными водами, он не высыхал ни зимой, ни летом. Ежегодный текущий ремонт, проводимый во время летних каникул, всегда был насмарку. Крыша протекала. Стены в трещинах. Детей в прошлом учебном году разместили в соседние образовательные учреждения.
А это уже то, что осталось от школы. Очень скоро на месте этих развалин появится фундамент новой школы.
Как сообщили строители, снос начался месяц назад. Здесь будет простроена новая комфортная школа на 2000 мест. Ну, а пока все учащиеся, а их около 600 учеников, будут продолжать учиться на базах городских школ №5 и №2.
Как отметили в управлении образования, сегодня в области ведется строительство еще 10 образовательных объектов – это школы на 600 мест в с. Акжар-2, в с. Еркинкала-2, в с. Бирлик – 2, в с. Коктем-2, в с. Таскала-2 и в г. Кульсары Жылыойского района. А также школа на 900 мест в селе Талгайран, на 300 мест в селе Дамба, на 320 в селе Есбол и на 300 мест в селе Индербор Индерского района.
Также в 2023 году в области были введены в эксплуатацию семь новых школ. Это школа на 600 мест и с интернатом на 300 мест в селе Махамбет; средняя школа №5 на 300 мест в городе Кульсары; средняя школа на 320 мест в селе Аккистау; школа на 300 мест в пригородном селе Жанаталап; две школы - каждая по 2000 мест в микрорайонах Нурсая и Сары-Арка города Атырау; школа №1 имени М.Жумабаева на 300 мест в городе Атырау. А в 2022 году была введена в эксплуатацию всего одна средняя школа на 600 мест в микрорайоне Балауса города Атырау. В 2021 году в рамках мероприятия, посвященного 30-летию Независимости Республики Казахстан, в микрорайоне Береке была введена в эксплуатацию школа на 1200 мест, которая частично решила вопрос трехсменного обучения в школах №№22 и 24.
«Введенные в 2023 году две школы по 2000 мест - каждая в микрорайоне Нурсая и микрорайоне Сары-Арка города Атырау, частично разгрузили школы №2, 3, 16. Кроме того, для школ №3, №16, №17 города Атырау разработаны ПСД на строительство пристроек на 250 мест каждая, строительство которых было предложено за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры. Ведется строительство школ на 600 мест каждая в селе Еркинкала-2 и селе Таскала-2 города Атырау, которые решат вопросы трехсменного обучения в СШ им. Т.Амандосова, Еркинкалинской СШ и СШ № 32. Также в рамках Национального пилотного проекта «Комфортная школа» ведется строительство 2-х школ на 900 мест каждая в микрорайонах «Жулдыз-2», «Жулдыз-3» города Атырау, они решат вопрос трехсменного обучения в школе №39 города Атырау.
В результате реализации данных проектов будут решены вопросы трехсменного обучения в школах области, дефицита ученических мест в школах и ликвидации аварийных школ», - заключили в управлении образования.
На примере Японии
Заместитель директора школы-лицея BINOM SCHOOL имени аль-Фараби Батыржан Кисамеденов в прошлом году вместе с группой коллег побывал в трех городах Японии – Токио, Киото, Осака. Мы попросили поделиться впечатлениями о японском образовании и воспитании.
«В отличие от наших школ, японские делятся на три ступени: начальная школа (1-6 классы). Средняя школа (7-9 классы). Старшая школа (10-12 классы). Все три школы разделены и внешне, и внутренне: это и разные здания, и разные структуры, со своими директорами, правилами, формой и так далее», - рассказывает он.
Все наслышаны о высокой работоспособности и аккуратности японцев, для которых нет ничего невозможного. Как оказалось, эти качества присущи им буквально со школьной скамьи. В Японии обучение начинается уже в детском саду, который ребята посещают не ради общения и забав. Именно там юные японцы получают первые важные знания. Интересно, что в Японии учебный год традиционно начинается в апреле. Местные жители считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни: пробуждается природа, зацветает сакура, а значит, пора усваивать знания.
«Школы строятся из железобетона на возвышенной местности из-за опасности землетрясений и цунами. Большинство зданий имеют стандартную японскую архитектуру, которая заостряет внимание не только на безопасности и противодействии природным силам, но стремится к гармонии с окружающей средой. Даже при строительстве школ стараются использовать экологичные материалы - дерево и бумагу. Как мы заметили, там практически нет аварийных школ, наоборот, эти объекты образования считаются самыми надежными и сейсмоустойчивыми. Сюда могут разместить людей в случае стихийного бедствия. Большинство из них 1918-1950 года постройки, но выглядят очень современно и комфортно. В каждой школе есть различные кружки. Учатся дети в одну смену, так как язык изучения у них один – японский. Здесь не представляет труда заниматься до обеда основными уроками, а после обеда - творчеством, спортом и так далее. Тем более что школы разделены по возрасту детей. После уроков школьники в обязательном порядке участвуют в какой-либо коллективной деятельности: спортивной или творческой. А еще юные японцы задействованы в учебных саммитах и конференциях, что готовит их к взрослой жизни», - говорит Батыржан Кисамеденов.
По словам атырауского педагога, в нашей стране общество делится на две части - русскоязычную и казахскоязычную, поэтому у нас существует дефицит кадров и ученических мест. Из-за нехватки специалистов учителя-предметники, которые работают сразу в две, а то и в три смены, быстро выгорают. А чтобы повысить качество образования, нужны кадры и много школ.
«К примеру, если в год рождаются 10 тыс. детей, то, соответственно, нужно ежегодно строить 10 школ. А у нас пропорция строительства школ не соблюдается с пропорцией демографического роста», - считает педагог.
Образование детей – главный семейный проект для японцев. Обучение в старшей школе и вузе очень дорогое, причем самыми лучшими здесь считаются не государственные, а частные школы и вузы. Именно туда приглашают наиболее квалифицированных учителей. Стоимость обучения зависит от положения школы в рейтинге. Японцы следят за такими рейтингами и стремятся попасть в лучшие учебные заведения. Чтобы попасть в университет, нужно успешно сдать выпускной школьный экзамен, а затем вступительный. Никакого единого экзамена здесь нет, выпускники вынуждены непрерывно готовиться к экзаменам. Достижением жизни для многих из них становится поступление в престижный вуз, например, в Токийский университет. Его окончание гарантирует высокооплачиваемую работу, но для этого придется несколько лет учиться платно, ведь бюджетных мест в японских вузах нет. Неслучайно многие студенты либо уходят в академический отпуск, чтобы заработать на обучение, либо берут кредит.
«Мне еще понравилось, что в начальных классах есть предмет моральное воспитание. Он проходит три раза в неделю. А еще в детских садах на выходные детям выдают специальные дневники с заданиями для родителей. Например, отцу в эти выходные нужно сходить с ребенком в кино, а после написать об этом в дневнике. Таким образом, между детьми и родителями формируется близкая связь, которая теряется за рабочую неделю», - говорит Батыржан Кисамеденов.
Спросите родителей, что для них важнее… Какой в классе учитель? Не дует ли из окон во время занятий? Хорошая ли еда в столовой? Для одной семьи на первом месте окажется уровень профессиональной подготовки учителя. В другой – чтобы дети не болели, а это и хорошее питание, уют и тепло в классах. Третьим нужно, чтобы, помимо знаний, была и спортивная подготовка. А объединив все это будет идеально...
Динара Канбетова,
фото автора, коллаж AtyrauPress