Потребитель имеет право

Чаще всего права атырауских потребителей нарушаются в сфере торговли и обслуживания.

Так считает руководитель Атырауского представительства республиканского общественного объединения «Национальная лига потребителей» Марина Кенесовна Мухтарова, проанализировав поступившие жалобы от жителей нашего региона.

Вообще, каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в зоне так называемого потребительского риска, когда одна из сторон хочет, но не может отстоять свои права, а другая этим нагло пользуется. Чаще всего мы даже не замечаем, как манипулируют нами многочисленные продавцы, изготовители, производители, услугодатели. Между тем, защитить своё право на качественную услугу или товар очень важно. Однако немногим известно, что Лига потребителей ещё в конце 2014 года возобновила свою работу в Атырау. 
«Мы консультируем, а также оказываем представительские услуги в суде. Потребители обращаются к нам, как в последнюю инстанцию, когда все переговоры с недобросовестным услугодателем или продавцом зашли в тупик, - говорит руководитель представительства Марина Мухтарова. - Причём я, как профессиональный медиатор, всякий раз стараюсь, чтобы стороны пришли к медиативному или мировому соглашению. Считаю, что в большинстве случаев всегда можно найти компромисс, который бы устраивал всех по обе стороны барьера. Как говорится, лучше худой мир, чем добрая ссора».
В прошлом году состоялся ряд таких судебных процессов, которые завершились именно мировым соглашением. Одна жительница Атырау купила в торговом доме дорогостоящий телевизор, и уже дома выяснилось, что через какое-то время изображение на экране всякий раз расплывается. Попытка обменять покупку на равноценный товар надлежащего качества оказалась безуспешной, и разочарованный потребитель обратилась Лигу, а затем в суд. 
«В суде директор торговой точки заявил, что был не в курсе происходящего, так как до него работал другой руководитель. В итоге телевизор благополучно поменяли», - привела пример М. Мухтарова.
Стоит подчеркнуть, что исковое заявление от имени Лиги потребителей не облагается госпошлиной, тогда как с физических лиц взимается 1%, а с юридических лиц - 3% от суммы, заявленной в иске. Кроме того, иск Лига подаёт по месту нахождения истца, а не ответчика, что также немаловажно для рядовых потребителей, если нарушитель их прав юридически находится в другом городе. 
«Несмотря на то, что общее количество жалоб пока невелико, проведённый анализ показывает, что большинство нареканий приходится на сферу торговли бытовой техникой», - отметила Марина Мухтарова. 
Так, например, в прошлом году молодой человек купил за 150 тысяч тенге айфон, который пришлось ремонтировать чуть ли не со дня покупки. В ответ на претензии директор магазина указал покупателю на дверь: «Иди куда хочешь. Всё равно мне ничего не сделаешь, у меня везде связи!» 
В суде разозлённый потребитель наотрез отказался от замены товара, потребовал вернуть деньги и зарёкся на будущее вообще что-либо покупать в этом магазине. Директор «со связями» предпочел добровольно вернуть деньги. 
По словам Мухтаровой, немало споров благополучно можно решить обычной беседой по телефону с чётким разъяснением норм Закона «О защите прав потребителей». В ходе одного такого разговора ей удалось убедить продавца пылесоса принять товар обратно и вернуть деньги. Примечательно, что этот пылесос умудрились продать домохозяйке прямо на дому, куда нежданно нагрянул ловкий менеджер и наглядно продемонстрировал его качества, пропылесосив все ковры. Женщина, не раздумывая, отдала за него 120 тысяч тенге, которые, кстати, были отложены на оплату учёбы сына. Вечером пришёл с работы глава семьи, и, узнав о незапланированном приобретении, провёл с супругой «разъяснительную беседу»… 
«Согласно статье 30 указанного Закона, продавец (изготовитель) обязан обменять или вернуть непродовольственный товар надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранён его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения, - разъясняет Мухтарова. - На это отводится 14 календарных дней со дня приобретения товара, если более длительный срок не установлен договором. Исключение составляют лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное бельё, чулочно-носочные изделия, а также животные и растения».
Поступают жалобы в Лигу и на качество оказываемых медицинских услуг. В настоящее время суд Атырау готовится к рассмотрению двух исков. В одном случае после проведённой врачами операции пациент стал инвалидом. Во втором – человеку отказали в медицинской помощи. 
«Ещё в одной ситуации с человеком поступили вовсе не по-людски. Жительница Атырау заказала изгородь на могилу скончавшегося родственника. Весенние ливни частично смыли с конструкции краску, однако изготовитель отказался покрасить изгородь заново, потребовав самостоятельно демонтировать её и привезти к ним в цех. К сожалению, моя клиентка не смогла по состоянию здоровья обратиться в суд», - рассказала М. Мухтарова. 
«В текущем году наше представительство намерено упорядочить работу, так как я одна и физически не успеваю. Появится помощник, который будет принимать посетителей, а офис, он находится в Балыкшы, возможно, переедет поближе к центру города. А пока по всем вопросам потребители могут обращаться на мою электронную почту mukhtarova_58@mail.ru», - резюмировала Марина Мухтарова.

Лев Гузиков