Гани Ныгыметов: Казахстанцы должны быть конкурентоспособны глобально, а не в рамках одной страны

Согласно соцопросам Института евразийской интеграции, 82% казахстанцев понимают, что такое модернизация сознания, и осознают её необходимость.

Науку о том, как менять общественное сознание, с этого года начали преподавать магистрантам Академии государственного управления при Президенте РК. Специальный курс по управлению изменениями – Сhange management - разработал директор института Евразийской интеграции после выхода программной статьи Президента "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру". В интервью informburo.kz Гани Ныгыметов подробно рассказал не только о том, какие существуют стратегии и тактики для работы с населением, но и как начал модернизацию с себя.

 

– Весной 2017 года вышла статья Президента "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру". Можно ли сказать, что она в какой-то степени является продолжением другой, более ранней статьи Нурсултана Назарбаева – "Идейная консолидация общества", опубликованной в 1993 году, когда Казахстан только обрёл независимость?

– Да. Президент с первых дней независимости уделял особое внимание развитию объединяющих ценностей казахстанского общества, формированию государственной идеологии. После развала Советского Союза важно было не допустить раскола общества по межэтническим и межконфессиональным признакам. В статье 1993 года "Идейная консолидация общества" Нурсултан Назарбаев выразил свои мысли относительно идейных путей развития Казахстана на заре независимости. В ней глава государства говорит о необходимости формирования казахстанских ценностей, которые бы сплотили наше общество в постсоветский кризисный период. Это было важнейшим условием для выживания и прогресса страны. Несмотря на все сложнейшие испытания того времени, мы сохранили согласие и спокойствие в обществе. Казахстан состоялся как новое независимое государство. Однако мир не стоит на месте, идут серьёзные изменения, предъявляющие странам доселе неизвестные вызовы и испытания. Наступает так называемая новая глобальная реальность, в которой придётся всем адаптироваться, изменяться и строить новые планы на будущее. Поэтому идеологическая статья "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" очень актуальна. Это своего рода ответ Президента на глобальные перемены, то, какими он видит казахстанцев на новом этапе развития страны в наступивших реалиях.

– В "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" говорится о необходимости модернизировать общественное сознание. Как вы это понимаете?

– Модернизация сознания, на мой взгляд, – это попытка государства выстроить новую идеологическую повестку для нашего общества. За годы независимости мы не раз пытались сформировать определённую национальную идею. К примеру, был предложен концепт "Мәңгілік ел", но он является несколько абстрактным. А вот "Рухани жаңғыру" – это уже своего рода практическая попытка конкретизировать и операционализировать национальную идею для понимания каждого. Поэтому "Модернизация сознания" – это идеологический документ, направленный на каждого из нас, призывающий менять свою жизнь к лучшему, предпринимать каждому какие-либо действия для этого.

Модернизация сознания начинается с себя. Сознание – это совокупность наших привычек, ценностей, установок. Они заложены у нас в голове, поэтому если мы хотим добиться успеха в жизни, важно начать с себя. Всё в наших собственных руках. Большое спасибо моим родителям, которые дали мне жизнь, хорошее воспитание, образование, – те базовые вещи, опираясь на которые я продолжаю свою модернизацию, дальнейшее саморазвитие.

– С чего вы начали свою модернизацию?

– Первое – это постоянные инвестиции в своё образование. Я стремлюсь использовать любую возможность получить новые знания, навыки, компетенции, обучиться на различных зарубежных курсах, пройти стажировки. Конечно, этапным для себя я считаю участие в президентской стипендиальной программе "Болашак". Придерживаюсь принципа, что учиться нужно на протяжении всей жизни, потому что мир не стоит на месте, особенно сейчас, когда технологии вокруг нас стремительно меняются, а знания и навыки устаревают буквально за 4-5 лет. Появляются новые компьютерные программы, новые сферы знаний, и их необходимо осваивать – это крайне важно для личной конкурентоспособности.

В своей работе я также пытаюсь воплощать идею модернизации, а она, опять-таки, заключается в постоянном самосовершенствовании. Нужно как можно больше в себя вкладывать, не цепляться за стереотипы, быть открытым и гибким. Время очень быстро бежит, и мы не молодеем, поэтому надо инвестировать и в своё тело – заниматься спортом. Время предъявляет нам достаточно жёсткие требования, для успеха нужен целый комплекс профессиональных и личностных качеств. Сейчас, осознавая, что мне нужно профессионально расти, укреплять теоретический фундамент, а работа всё-таки отнимает много времени, я начал преподавать. Ведь подготовка к лекциям требует постоянного обновления научно-теоретической базы, ознакомления с новыми исследованиями, данными, а значит, предполагает творческий и профессиональный рост.

– Расскажите, что вы преподаёте и где?

– Когда вышла статья "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру", меня вдохновили идеи, заложенные в ней, и я задался вопросом: "А что лично я могу сделать для страны, для воплощения идей Президента по модернизации общественного сознания?". Ответом стала идея разработать курс по управлению изменениями change management для магистрантов Академии государственного управления. Руководство академии поддержало мою инициативу, и с сентября нынешнего года я преподаю соответствующий курс. Я беру примеры из статьи Президента и на их основе пытаюсь формулировать реальные стратегии и тактики того, как госслужащим воплощать идеи Президента в работе с населением. Я вижу, что слушателям моих лекций это интересно – у них, что называется, горят глаза. Кроме того, я преподаю студентам высшей школы экономики КазГЮУ.

– Стратегии и тактики? Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

– В статье Президента, безусловно, заложены очень верные и глубокие смыслы и ориентиры, однако реализовать эти идеи будет непросто, в первую очередь потому, что изменения – это очень сложный процесс. У части общества они могут вызвать недопонимание или даже отторжение. Не исключено также сопротивление изменениям. Всегда найдутся те, кто спросят: "Что лично мне это даст?".

Кстати, наше интервью – это тоже одна из возможностей донести суть программы Президента до населения, раскрыть ее смыслы, рассказать о них на понятном для людей языке.

Ведь суть "Рухани жаңғыру" очень проста. Её можно переложить на язык наставлений, которые родители дают своим детям: "Развивайся, не стой на месте, иди вперёд!".

Ещё один момент: очень важно в работе с населением не устраивать кампанейщину, не говорить с людьми языком лозунгов, а рассказывать о конкретных историях успеха. Было бы неплохо проводить в регионах так называемые мотивационные встречи. Сам я их по возможности провожу, выезжая в регионы. В рамках общенационального движения "Казахстан-2050" мы реализуем проект "Интеллектуальная нация", рассказывая детям о том, какие профессии выбирать, как добиваться успеха, какие качества следует в себе развивать. То есть пытаемся наставить их на путь саморазвития.

Наконец, люди могут сопротивляться изменениям просто в силу инертности и консерватизма мышления, нередко это касается более взрослого поколения. Естественно, государство не в силах что-либо изменить, пока гражданин не возьмёт инициативу в свои руки. Государство может лишь создать дополнительные благоприятные условия, чтобы подтолкнуть общество, людей к переменам. В-четвёртых, люди могут просто не приветствовать идеи "Рухани жаңғыру", считая, что сейчас есть куда более насущные проблемы.

Есть три основные стратегии, с помощью которых можно добиться расположения негативно настроенных граждан и снять сопротивление в обществе. Первое – просто выслушать несогласных. Иногда человеку достаточно выговориться, быть услышанным. Второе – это коммуникация: выслушав, ответить на вопросы, которые волнуют общество. Третье – вовлечение непосредственно в процесс.

– Вы говорите, что для лучшего понимания нужны конкретные примеры успеха. Назовите, кого вы в качестве таких примеров приводите своим студентам и магистрантам?

– Марк Цукерберг, Илон Маск... – это лишь те, кто на слуху. Конечно, на Западе есть множество людей, добившихся впечатляющих успехов уже в молодости. В западном обществе это приветствуется: в нём принято считать, что возможности молодых безграничны, и молодёжь уверена, что продукт их интеллектуальной и практической деятельности будет по достоинству оценён обществом. Они сами творцы своей судьбы. Для них характерно отсутствие страха: они не боятся браться за дело, совершать ошибки, терпеть неудачу, потом подниматься и браться за всё заново. Но самое главное – они не бояться мечтать.

– В Казахстане боятся мечтать? Почему?

– У нас очень талантливая и смелая молодёжь. Думаю, что у нас растёт хорошее поколение, нужно только поддержать их. Преподавая, я много общаюсь с нашей молодёжью и вижу, как меняются её ценности. Если раньше все стремились попасть на государственную службу, да и вообще хотели в первую очередь получить стабильную профессию, диплом юриста или экономиста, а потом уже жизнь покажет, чем заниматься, то сейчас многие стремятся создать свой бизнес. Молодые люди становятся стартаперами и очень хорошо зарабатывают. Выше я назвал примеры из-за рубежа, а из казахстанцев можно отметить Армана Сулейменова, который создаёт мобильные приложения. У нас тоже много достойных бизнесменов.

И таких позитивных примеров будет ещё больше. Как вы знаете, в рамках программы "Рухани жаңғыру" реализуется проект "100 новых лиц Казахстана": государство хочет найти граждан, которые выросли в годы независимости, добились успеха и теперь могли бы служить образцом для подражания. Хотелось бы видеть в СМИ молодых казахстанцев, которые реализовались благодаря своему труду, своим знаниям, кто может стать образцом для подражания для подрастающего поколения.

– В статье Президент говорит также о прагматизме. На ваш взгляд, это качество присуще нашему народу?

– Думаю, в нашем обществе нужно ещё воспитывать прагматизм. Вспомните, к примеру, те пышные свадьбы в кредит, которые проводятся у нас только для того, чтобы никто не осудил. Гораздо более прагматично было бы при ограниченных средствах скромно отметить бракосочетание, а на сэкономленные деньги приобрети молодожёнам жильё. То же касается покупки дорогостоящей техники в кредит: уж лучше потратить деньги на образование, а потом найти хорошую работу.

– Как дела с прагматизмом обстоят в отечественной науке?

– Случаи, когда на туманные проекты тратятся большие средства, есть – нельзя это отрицать. Но важно понимать, что в фундаментальной науке эффект исследований, как правило, отложенный, и вложения в нее окупаются в долгосрочной перспективе. В то время как прикладные исследования должны иметь сугубо прагматичный характер: они должны быть ориентированы на конкретный выхлоп, эффект в экономике. В любой сфере – в науке, экономике – необходимо руководствоваться здравым смыслом. Зачем тратить огромные деньги на проекты, если эффекта от них не будет? Мы всё ещё надеемся, что у нас поднимутся цены на нефть, что у нас повторятся "тучные двухтысячные". Скорее всего, этого не будет, и ждать этого не стоит. Необходимо смириться с тем, что "нефтяной век" остался позади. Вспомните слова Германа Грефа: "Каменный век ушёл не потому, что камни закончились, а потому что произошла технологическая революция". Мы присутствуем при четвёртой технологической революции. На смену нефти приходят новые технологии и источники энергии.

– Как модернизировать традиции? Президент говорит о необходимости прекратить народу делиться по регионам и жузам, но возможно ли это, если у казахов испокон веков было принято обозначать свою родовую принадлежность?

– Хотелось бы уточнить: казахи не делятся на роды, а состоят из них. Тут очень важно правильно расставить акценты. Мы, без всякого сомнения, должны знать свою историю, свои корни, своих предков, но не нужно некритично проецировать исторические традиции на сегодняшний день. Казахстан – это часть развитого мира, государство, которое живёт по законам XXI века. Мы не должны допускать практики продвижения по карьерной лестнице, основанного на родовой принадлежности, – это запрещено и законом, Конституцией в первую очередь. Люди должны продвигаться по заслугам. Если обратиться к статье Президента, в которой он говорит о необходимости развивать шесть конкретных качеств, одним из ключевых названа конкурентоспособность. Молодым казахстанцам нужно чётко осознать, что их конкурентоспособность заключается не в их родовой принадлежности, а в компетенциях, которые делают их конкурентоспособным на глобальном рынке труда. Казахстанцы должны быть способны работать в любой стране мира. Наш врач должен быть таким же профессиональным, как его коллега в США или в Европе. Мы должны быть глобально конкурентоспособными, а не ограничиваться одной страной. Если мы поймём это, я думаю, мы иначе взглянем на себя.

– Сколько времени потребуется, чтобы модернизировать сознание казахстанцев?

– Конечно, это вопрос не двух-трёх лет. Возможно, должно смениться целое поколение, чтобы мы сказали, что состоялась модернизация мышления или наметился какой-то позитивный сдвиг. Однако главное, что сегодня сформулированы конкретные проекты, определены направления модернизации.

– Что-то уже за семь месяцев удалось сделать?

– Лучше всего на ваш вопрос ответят данные проведённых Институтом евразийской интеграции социологических опросов, которые демонстрируют: 82% казахстанцев понимают, что такое модернизация сознания. То есть население в большинстве своём осознаёт наличие проблем и необходимость перемен, понимает, что недостаточно делает для собственного развития. Но ментальные изменения – это процесс, который всегда протекает непросто. Изменить за семь месяцев то, что складывалось веками, невозможно, но главным, на мой взгляд, здесь является то, что эта повестка была принята нашим обществом.