Нейрохирургия не прощает ошибок

«У вашего ребенка окклюзионная гидроцефалия. Нужно срочно госпитализировать вас. Провести шунтирование головного мозга. Проще говоря, вашей дочери нужна операция». Эти слова врача-нейрохирурга немного подкосили молодую маму с пятимесячной девочкой на руках, которая буквально минут 10 назад вышла из кабинета компьютерной томографии. Кроха в розовом платьице, ничего не подозревая, тихо посапывала, а женщина глядела на свое дитя безысходным взглядом и утирала слезы... 

Порой маленьким детям несправедливо приходится переживать трудные и тяжелые испытания со здоровьем. Врачи - они не боги, но за каждую человеческую жизнь готовы бороться до конца. На операционный стол единственного врача-координатора-нейрохирурга областной детской больницы Шодера Арипова ежедневно попадают от одного до четырех детей в сутки, среди них - малыши, которым едва исполнилось 2 месяца. Он проводит и плановые, и экстренные операции. Детская нейрохирургия - непростая специальность, имеющая дело с важнейшим и в то же время очень хрупким органом, от нее зависит будущее ребенка, лежащего на операционном столе. Маленькие пациенты для доктора - не просто безликие фамилии в его расписании, это в первую очередь жизни, которые нужно спасти, ведь ему их доверили родители этих детей.

«У пятимесячной девочки окклюзионная гидроцефалия. Это заболевание, характеризующееся избыточным скоплением цереброспинальной жидкости в желудочковой системе головного мозга. Ей нужно провести шунтирование. Из головы в живот ставят дренаж. С нейрохирургической точки зрения, эта операция самая простая и быстрая. Вот рисунок сделал один мой прооперированный пациент, сейчас уже бегает, на здоровье не жалуется. Если не делать операцию, то ребенок может столкнуться с повышением внутричерепного давления: отсюда начинаются проблемы с обучением, головные боли, дети перестают нормально усваивать информацию, страдает память. Но бывают и случаи развития глубокой инвалидности. Патология зародилась у ребенка еще на этапе беременности, это и объясняет большие размеры головы. А всему причина - внутриутробные инфекции. У женщины это четвертый ребенок, трое здоровые, значит, прихватила инфекцию во время четвертой беременности», - рассказывает врач Шодер Арипов. 

Тут в коридоре врача перехватывает другая мать, на руках у нее малыш с перевязанной головой. По всей видимости, она находится в больнице со своим годовалым ребенком. Как оказалось, у малыша травма, полученная в результате первых шагов. 
«Доктор, мой сын чувствует себя хорошо, можно нам уже домой», - обратилась к врачу женщина. 

«Вы только вчера поступили и уже хотите домой? Подумайте о ребенке. Нужно еще понаблюдать за ним», - твердо ответил доктор. 
Дальше навстречу к нему вышла 12-летняя Сабина, здесь она уже почти своя. Улыбчивая и веселая девочка перенесла три операции на голову. В 2023 году она попала вместе с родителями в ДТП на Махамбетской трассе, в результате она потеряла маму, а сама уже несколько месяцев борется за свое здоровье. 

«Случай с Сабиной можно назвать чудом. У него после ДПТ были раздроблены кости черепа. Был перелом ноги, сочетанные травмы. Первая операция длилась 4 часа. Около месяца она пролежала в реанимации. Недавно мы ей установили германский имплант в череп. Сейчас она после операции. Пока о выписке говорить рано», - отметил Шодер Рахимович. 

Трудно представить, через что проходят врачи детского отделения травматологии по несколько раз в день. Держать эмоции под контролем и сохранять ясность ума должно быть непросто. В этом отделении на несколько палат ютятся и дети после ожогов, и дети послеоперационные, и дети с различными травмами конечностей. 

По словам врачей, из-за нехватки зданий в областной детской больнице нет возможности открыть отдельное отделение для нейрохирургии, для травматологии и ожоговое отделение.

«Население области растет, пациентов много бывает, конечно, в идеале отделения должны быть разные, но наше здание не позволяет это сделать. К примеру, если сейчас численность населения области составляет 700 тыс. человек, то из них примерно 300 тыс. - это дети», - говорит врач.

Раньше в детской больнице делали только экстренные операции по нейрохирургии, а с приходом Шодера Арипова, с 2018 года, и плановые. Шодер Рахимович переехал из города Тараза в Атырау в 2018 году по приглашению областного управления здравоохранения. Выпускник Кыргызской государственной медицинской академии имени И. Ахунбаева имеет опыт в травматологии. Однако его интересовала нейрохирургия и именно детская. Свой карьерный путь он начал в Таразе, где 6 лет отработал в областной больнице в отделении нейрохирургии. Будучи детским нейрохирургом, он имел дело с разными случаями: серьезными травмами головы у младенцев, опаснейшей опухолью, занявшей половину мозга годовалой девочки, сильным повреждением спинного мозга у мальчика, грозившим навсегда приковать его к постели. О высоком профессионализме врача может говорить сегодняшняя статистика. 

По его словам, в Атырауской области до 2018 года детская смертность от нейрохирургических патологий составляла до 12 случаев в год, то в 2018 году их количество сократилось до 7-ми, далее до 5, 4, а 2021 году было всего два случая смерти. И все это вследствие высокого профессионализма врачей и передовых технологий. Патологий, как отмечает врач, довольно много, среди них самые распространенные - поражения сосудов (заболевания и пороки развития) головного и спинного мозга, пороки развития позвоночника, эпилепсия. На зарождение и развитие патологий, в основном, влияет генетика. Реже инфекции и последствия различных травм.

«Мой наставник в городе Таразе Марат Рабандиярович научил меня всему, самому главному, что врач, тем более нейрохирург, должен быть уверен в себе и не должен бояться, если врач будет бояться, то все, ничего не получится и я, несмотря на моральную нагрузку, на операцию стараюсь всегда заходить на позитиве. Многие молодые врачи не выдерживают нагрузку и просто уходят», - отметил врач.

В нейрохирургии слабым не место. Ошибок здесь не прощают, и детские судьбы зависят от решений и профессионализма Шодера Арипова, и каждый случай для него особенный, каждый его чему-то научил. 

Динара Канбетова, фото автора