6 октября в Казахстане пройдет референдум о возможном строительстве АЭС. Сейчас много разных мнений по данному вопросу. А ведь именно в Казахстане еще во времена Союза был реализован проект строительства первого в мире атомного реактора.
Как создавалась первая в мире АЭС с реактором на быстрых нейтронах
В середине прошлого века руководство СССР приняло решение о сооружении на Мангышлакском полуострове атомного реактора для обеспечения опресненной водой и электроэнергией предприятий города Шевченко. Реактор получил название БН‑250, с 1965 года — БН‑350. Запущенное в 1972 году производство стало первой атомной опреснительной установкой в мире, а Мангышлакский энергозавод (он же Шевченковская АЭС) — первой в мире атомной станцией с реактором на быстрых нейтронах.
25 августа 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР, а неделю спустя и приказ отраслевого министра о разработке промышленного двухцелевого атомного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 1000 МВт.
На морском побережье
Для строительства новой АЭС выбрали площадку на полуострове Мангышлак — в 3,5 км от побережья Каспийского моря. В состав АЭС входил реактор БН‑250, ТЭЦ и опреснительная установка. АЭС была рассчитана на электрическую мощность 150 МВт и производство 120 тыс. м3 пресной воды в сутки. Все это вместе именовалось Мангышлакским энергозаводом.
Строительство реакторного здания началось в 1964 году. В качестве материала биологической защиты вне реактора использовали железорудный концентрат, графит, сталь, бетон.
Корпус реактора представлял собой сварную крупногабаритную конструкцию высотой 12 м и диаметром около 6 м с коническим днищем, его собирали на специальном стапеле рядом со зданием АЭС. Сборка завершилась в октябре 1968 года.
На начало 1971 года были смонтированы корпуса насосов, теплообменников, парогенераторов. К маю 1972 года ввели в эксплуатацию вспомогательные системы, обеспечивающие работу основных контуров установки: натрий-калиевая система охлаждения холодных ловушек первого и второго контуров, системы электрообогрева оборудования и трубопроводов и охлаждения биологической защиты реактора.
28 ноября 1972 года в 15:00 была зарегистрирована цепная реакция, реактор был выведен в надкритическое состояние и заглушен.
29 ноября 1972 года состоялся официальный физический пуск БН‑350, а 16 июля 1973 года — энергопуск. Реактор был выведен на мощность 203 МВт, пар был направлен на турбогенератор № 5 ТЭЦ‑2, выданы первые киловатты электрического тока в энергетическую систему полуострова Мангышлак.
За 10 лет эксплуатации не было ни одного случая утечки натрия в первом контуре, во втором были зафиксированы две течи объемом не более 20 л. Единственный крупный дефект проявился в неоднократном нарушении межконтурной плотности в парогенераторах, которое впервые было обнаружено в сентябре 1973 года. Основная причина инцидентов — низкое качество изготовления и сварки нижних концевых деталей теплопередающих труб.
В мае 1980 года один проектный парогенератор был заменен на новый микромодульный парогенератор конструкции и производства ЧССР. В июне 1982 года заменили и второй.
Жертва разоружения
Реактор БН‑350 продемонстрировал простоту и надежность эксплуатации. Он, как никакой другой, оказался устойчивым в управлении в связи с большим отрицательным коэффициентом реактивности при подъеме мощности. Эксплуатационный персонал вмешивался в работу реактора, как правило, не чаще одного раза в сутки для компенсации эффекта реактивности, связанного с выгоранием топлива.
Мангышлакская АЭС с БН‑350 стала первой в мире установкой с энергетическим реактором на быстрых нейтронах. Опыт ее создания, сооружения, наладки и эксплуатации в дальнейшем позволил понять и решить многие проблемы АЭС с реакторами типа БН.
В июле 1993 года закончился проектный срок службы реактора, определенный в 20 лет. После этого ежегодное продление срока эксплуатации установки проводили на основе анализа фактического состояния основного оборудования и систем, определения их остаточного ресурса и при необходимости замены элементов с выработанным ресурсом.
За время эксплуатации БН‑350 не произошло ни одного ядерного или радиационного инцидента.
Постановлением правительства Республики Казахстан реактор БН‑350 был снят с эксплуатации 22 апреля 1999 года. После остановки реактора был разработан план первоочередных мероприятий по выводу его из эксплуатации.
Публикуется с сокращениями (https://strana-rosatom.ru/)
При подготовке использованы материалы из архива газеты «Атомпресса», электронной библиотеки «История «Росатома» и других открытых источников.