В Атырауской области функционируют 24 колледжа, 12 из которых обучают рабочим профессиям

Напомним, указом Главы государства 2025 год объявлен Годом рабочих профессий. Во всех регионах страны разработаны планы проведения Года рабочих профессии, включающие меры по повышению престижа рабочих профессий, качества подготовки кадров, расширения взаимодействия с работодателями.

В Атырауской области в этом учебном году выделено более 4,5 тыс. грантов. Всего в области функционируют 24 колледжа, 12 из которых обучают рабочим профессиям.

В целях повышения престижа рабочих профессий и реформы технического и профессионального образования Правительством утвержден Республиканский план по проведению Года рабочих профессий, а также Министерством принята Дорожная карта трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы.

На сегодня в Казахстане система профтехобразования включает 772 действующих колледжа, в которых обучаются 565 тыс. студентов. 
Один из них 16-летний студент-пекарь Диас Сериккалиев. Страсть к кухне зародилась у него еще в детстве. Сначала мальчик готовил вместе с мамой, а постепенно начал добавлять в рецепты и свои фишки. Поэтому, когда родственники поддержали его желание пойти учиться на повара, он был в восторге.

«Раньше, как и все мои сверстники, я думал, что буду учиться до 11 класса, потом поступлю в вуз, а когда окончил 9 класс, решил, что хочу быть поваром, пекарем. Ведь сфера услуг всегда будет востребованной. У нас тут все почти, как на кухне у шеф-поваров. Мне очень нравится тут. Зачем терять время в школе, ведь основные знания мы уже получили, тем более, когда есть возможность получить специальность и начать работать. Многие знакомые, которые учились здесь, уже зарабатывают неплохие деньги. На первом курсе сейчас нас учат основам технологии приготовления блюд, их хранению, обработке и так далее», - рассказывает Диас.

Парень уверен, что уже скоро станет профессионалом и начнет хорошо зарабатывать. Тем более, что у колледжа много крутых партнеров в ресторанном бизнесе, а значит, можно будет набраться опыта на реальных кухнях. Ведь он мечтает открыть свой собственный ресторан либо кафе, где он будет радовать своих клиентов своими изысканными блюдами. 

Профессии в колледжах очень разные: от медсестры и программиста до звукорежиссера и дизайнера одежды. А уж если вы умеете хорошо что-то делать руками – точно можно найти что-то по душе. Профессии в колледжах очень разные: от медсестры и программиста до звукорежиссера и дизайнера одежды. А уж если вы умеете хорошо что-то делать руками – точно можно найти что-то по душе.

16-летняя студентка Атырауского колледжа Сервиса Нурсулу Балтабаева - очень творческий человек. Она любит делать различные прически, красить их и заплетать. Поэтому не случайно после окончания 9 класса решила поступать на «Парикмахерское дело». Девушке очень важно, что в колледже можно не только учиться, но и пройти практику, начать работать по специальности еще во время учебы. Ее мечта стать крутым мастером, открыть собственный салон красоты, воплощать в жизнь свои креативные идеи и задавать новые тренды в мире красоты.

«Мне очень нравится учиться здесь, потому что тут можно воплотить свои самые смелые идеи причесок в реальность, а также узнать другие секреты этого искусства. Кабинет парикмахера обеспечен самыми необходимыми инструментами и расходными материалами. Сейчас я учусь и уже практикуюсь в одном городском салоне. Стригу родственников, крашу подругами волосы. Я всегда мечтала об этой профессии, люблю создавать красоту. Учеба здесь бесплатная. Думаю это отличная поддержка для молодежи, которая хочет работать в сфере услуг. Не жалею, что ушла из школы после 9 класса. Ведь чем раньше получу диплом, тем раньше начну зарабатывать», - считает Нурсулу.

Стоит отметить, что планы мероприятий в рамках Года рабочей профессии включает в себя: Атлас новых профессий и компетенции с учетом региональных особенностей, трансформацию технического и профессионального образования, подготовку сертифицированных специалистов международного уровня, создание рабочих мест, защиту прав и повышение статуса рабочих профессий. Совместно с предприятиями откроются 1000 профильных классов в школах.

«Реформа профориентационной работы позволит школьникам узнать о новых требованиях на рынке труда, оценить карьерные перспективы в конкретных отраслях экономики, сделать правильный выбор профессии. Будет усилена профориентационная служба в школах, которая полностью охватит профессиональную диагностику учащихся. А также внедрен опыт обучения старшеклассников практическим навыкам и первой рабочей профессии на базе колледжей», - подчеркнул министр просвещения РК Гани Бейсембаев.

Государством принят новый норматив подушевого финансирования колледжей. Средний размер средств, выделяемых на обучение одного студента, составляет 437 тыс. тенге, а с нового учебного года для колледжей достигших конкретных показателей повысится более чем в 2 раза и составит 912 тыс. тенге в среднем.

«Подготовка конкурентоспособных специалистов, полное обеспечение образовательных учреждений современным материально-техническим оснащением, повышение квалификации педагогов для нас главный приоритет», - заявил министр.

Запланировано активное привлечение бизнес-структур и инвесторов для развития системы дуального обучения и подготовки специалистов на основе целевого заказа предприятий.

В настоящее время шефство над колледжами оказывают 518 предприятий, их количество планируется довести до 4 тыс. С учетом требования профстандартов, ГОСО и стандартов WorldSkills разработано около 8 тыс. образовательных программ. В этом году колледжи и их работодатели разрабатывают более 2 тыс. образовательных программ, на производственной базе пройдут стажировку 1,5 тыс. педагогов.

По словам директора Атырауского аграрно-технического колледжа Ислама Джанзакова, их студенты тоже востребованы на рынке труда, а уровень трудоустройства составляет 80%. Наибольшей популярностью среди молодых людей пользуются такие специальности, как ветеринария, электромеханика, автоматизация и управление, строительство, железные перевозки. В настоящее время здесь обучаются 1 300 студентов.

А вот со слов директора Атырауского колледжа транспорта и коммуникаций Жанбека Ниталиева, в их учебном заведении обучаются всего чуть более 500 студентов, но потребность в их выпускниках на рынке труда существует и у них стопроцентная дуальная система обучения с более чем 60 организациями.

В рамках Года рабочей профессии планируется серьезная перезагрузка системы профессионально-технического образования. На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова были рассмотрены меры по подготовке и повышению квалификации кадров для рабочих специальностей, а также повышению престижа данных профессий. Изменения будут направлены на создание современных условий для подготовки кадров. На сегодня в 772 казахстанских колледжах готовят специалистов по 15 направлениям. Уровень трудоустройства по рабочим профессиям достигает 70%.

Глава Правительства отметил, что в условиях развития экономики и появления новых производств Казахстану не хватает квалифицированных рабочих. 

«За последние годы в Казахстане уже внедрен комплекс мер в области профессионального образования. Введено бесплатное обучение рабочим профессиям в колледжах, увеличен объем государственного заказа на подготовку кадров. Ранее за счет бюджета в колледжи ежегодно поступало порядка 93 тыс. студентов, в текущем году их количество выросло до 142,5 тыс. Также на 50% выросли стипендии для учащихся колледжей. Кроме того, продолжается работа по улучшению материально-технической базы образовательных организаций ТиПО. В рамках проекта «Жас маман» для переоснащения 180 колледжей из республиканского бюджета выделено 48 млрд тенге», - отметил он. 

Премьер-Министр обратил внимание на то, что несмотря на предпринятые меры, потенциал в подготовке кадров недостаточно раскрыт – необходимо модернизировать систему профтехобразования.

«Нужно активно внедрять международные отраслевые стандарты и сертификацию. Для этого министерству просвещения необходимо провести независимую оценку качества работы, завершить профилизацию и ранжирование колледжей с определением технологических лидеров», - подчеркнул Олжас Бектенов. 

Глава Правительства также подчеркнул необходимость обеспечения преемственности между образовательными программами университетов и колледжей. На сегодня 30 ведущих вузов страны установили партнерство с более 100 колледжами, реализующими смежные образовательные программы. 

«Нужно активно развивать дуальное обучение, расширять целевую подготовку кадров для конкретных предприятий в рамках госзаказа. Колледжи должны стать «центром притяжения» для молодежи, работодателей и инвесторов. Мировой опыт показывает, что качество подготовки кадров обеспечивается за счет четкого разделения зоны ответственности между государством, предприятиями и учебными заведениями. Поэтому мы хотим повысить роль и активность участия бизнеса в этом процессе. Самое главное в этой большой совместной работе – выпускники колледжей должны быть востребованы на рынке труда и получать достойную оплату», — добавил Олжас Бектенов.

Стоит отметить, что в рамках работы по повышению статуса рабочих профессий и развития профтехобразования министерствам науки и просвещения поручено пересмотреть структуру госзаказа, увеличив количество грантов для выпускников колледжей, продолжающих обучение в университетах по родственным специальностям.

Динара Канбетова