Помните, в начале нулевых, почти каждый выпускник школы мечтал продолжить образование в высшем учебном заведении? Тогда все ринулись быть юристами, экономистами, финансистами и так далее. Заоблачные мечты о престиже профессии, власти, высокой заработной плате и мягкого кресла – подкупили многих молодых людей в те годы. Сейчас все стало немного иначе. В последнее время молодежь все чаще стала отдавать предпочтение среднетехническим специальностям и сферам услуг. С чем это связано, попытался выяснить корреспондент AtyrauPress.
Меньше теории, больше практики
Студентка 3 курса высшего колледжа «АРЕС PetroTechnic» Коркемай Мырзабекова считает, что именно в колледжах можно получить больше практики, чем в вузах. Но чтобы работать на высокопоставленной должности, диплом о высшем образовании просто необходим.
«Продолжить учебу после 9 класса в колледже мне посоветовал мой папа. На подготовку к поступлению у меня ушло 2-3 месяца. Это время для более глубокого изучения английского языка, так как абитуриентам нужно было пройти интервью на английском. Так я поступила на грант и не жалею о своем выборе. Мне нравится здесь. В нашей группе «Автоматизация и управление технологическими процессами» учатся 14 девочек и 11 мальчиков. Мне интересна механика, исследования, проектирование. От учебы жду много практики, сейчас в колледжах появилась такая возможность, и это здорово. Конечно, высшее образование нужно, к примеру, если выпускник колледжа и выпускник вуза будут подаваться на одну и ту же должность, работодатель отдаст предпочтение тому, у кого есть высшее образование, хотя у нас практики больше, поэтому после окончания колледжа я планирую продолжить учебу в вузе. Тем более практика уже есть. В общем, сначала прочная база для профессии, а уже затем высшее образование и продолжение карьеры», - говорит Коркемай.
А вот 21-летний Ерасыл Султанов, он же выпускник высшего колледжа «АРЕС PetroTechnic», сейчас работает преподавателем здесь. Окончив колледж в 2023 году, немного проработав на месторождении Тенгиз, трудоустроился в колледж в качестве мастера производственного обучения.
«Я из города Кульсары. После окончания 9 класса хотел пустить в колледж «АРЕС PetroTechnic». Любовь к математике и физике помогла при выборе специальности – «Автоматизация и управление технологическими процессами». У нас бывают ярмарки вакансий. На одной из них меня пригласили работать в ТШО на месторождение Тенгиз. После окончания учебы трудоустроился туда, но там я понял, что хочу больше заниматься изобретением, автоматизацией, поэтому пришел работать в колледж. На самом деле, если сейчас выпускники стоят перед выбором продолжить учебу в школе или идти в колледж, я бы всем посоветовал выбрать колледж. После окончания ты сам выбираешь либо учишься дальше в вузе, либо идешь работать. В любом случаи время не будет потеряно», - поделился молодой человек.
Во время учебы в колледже Ерасыл неоднократно участвовал в национальном проекте, направленном на развитие профессионального образования WorldSkills Kazakhstan занимал призовые места. Сейчас уже, будучи преподавателем, он готовит студентов к этому проекту. Недавно группа студентов из пяти человек вернулись из Астаны, где проходил республиканский этап конкурса. Ребята заняли 2 место. Весной будет уже международный этап, начнут готовиться к нему.
По словам преподавателей, в настоящее время студенческий контингент в «АРЕС PetroTechnic» составляет более 1400 человек. Обучение ведется по восьми специальностям - «Бурение скважин и буровых работ», «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Технология добычи нефти и газа», «Химическая технология и производство», «Автоматизация и управление технологическими процессами», «Электроснабжение», «Программное обеспечение, «Мехатроника». Рассматривается возможность внедрения новых специальностей в зависимости от спроса на рынке труда.
Благодаря дуальному обучению еще одному выпускнику высшего колледжа «АПЕК PetroTechnic» Нуржану Имангожиеву удалось трудоустроиться в компанию мечты - «Тенгизшевройл». Уже во время практики молодой специалист прошел трехэтапный отбор в компанию на должность оператора технологических установок. По окончании учебы его пригласили в ТШО.
Нуржан окончил колледж год назад, получив квалификацию «техник-технолог». В начале четвертого курса сначала он успешно прошел отбор на производственную практику в АО «ЭмбаМунайГаз». Но в итоге сделал выбор в пользу ТШО, потому что именно в этой компании он увидел перспективу, карьерный рост, да и вообще работать там он мечтал с самого поступления в колледж. По словам молодого человека, для студентов дуальное обучение – это отличная возможность адаптироваться ко взрослой жизни.
«Я собирался поступать в колледж после 11 класса, но когда заканчивал 9 класс, узнал что «АПЕК PetroTechnic» начал принимать учеников после 9 класса. Решил не терять время и подал документы. Вы знаете, что образование в колледжах, может быть намного лучше чем в некоторых вузах. Поэтому считаю, что для опыта и повышения квалификации лучше иметь два диплома. Поэтому я сейчас поступил в университет нефти и газа им.С.Утебаева. Закончив колледж, я открыл для себя путь ускоренного обучения в своей сфере. Смотрите, за 6 лет (4 года в колледже и 2 года в вузе) я получу два диплома. Нежели те, кто за 4 года получают один диплом», - поделился Нуржан.
Он отмечает, что сегодня многие нефтяные компании дают шанс молодым людям показать себя. Создают разные курсы, конференции, отборы. Финансируют гранты для студентов. Берут на практику и/или стажировку без опыта работы и помогают в дальнейшем трудоустройстве. А для студента стажировка - возможность проявить себя, получить опыт и влиться в профессиональный коллектив.
Мечта открыть свой салон красоты
Профессии в колледжах очень разные: от медсестры и программиста до звукорежиссера и дизайнера одежды. А уж если вы умеете хорошо что-то делать руками – точно можно найти что-то по душе.
16-летняя студентка Атырауского колледжа Сервиса Нурсулу Балтабаева - очень творческий человек. Она любит делать различные прически, красить их и заплетать. Поэтому не случайно после окончания 9 класса решила поступать на «Парикмахерское дело». Девушке очень важно, что в колледже можно не только учиться, но и пройти практику, начать работать по специальности еще во время учебы. Ее мечта стать крутым мастером, открыть собственный салон красоты, воплощать там в жизнь свои креативные идеи и задавать новые тренды в мире красоты.
«Мне очень нравится учиться здесь, потому что тут можно воплотить свои самые смелые идеи причесок в реальность, а также узнать другие секреты этого искусства. Кабинет парикмахера обеспечен самыми необходимыми инструментами и расходными материалами. Сейчас я учусь и уже практикуюсь в одном городском салоне. Стригу родственников, крашу подругами волосы. Я всегда мечтала об этой профессии, люблю создавать красоту. Учеба здесь бесплатная. Думаю это отличная поддержка для молодежи, которая хочет работать в сфере услуг. Не жалею, что ушла из школы после 9 класса. Ведь чем раньше получу диплом, тем раньше начну зарабатывать», - считает Нурсулу.
А это 16-летний студент-пекарь Диас Сериккалиев. Страсть к кухне уже зародилась еще в детстве. Сначала мальчик готовил вместе с мамой, а постепенно начал добавлять в рецепты и свои фишки. Поэтому, когда родственники поддержали его желание пойти учиться на повара, он был в восторге.
«Раньше, как и все мои сверстники, я думал, что буду учиться до 11 класса, потом поступлю в вуз, а когда окончил 9 класс, решил, что хочу быть поваром, пекарем. Ведь сфера услуг всегда будет востребованной. У нас тут все почти, как на кухне у шеф-поваров. Мне очень нравится тут. Зачем терять время в школе, ведь основные знания мы уже получили, тем более, когда есть возможность получить специальность и начать работать. Многие знакомые, которые учились здесь, уже зарабатывают неплохие деньги. На первом курсе сейчас нас учат основам технологии приготовления блюд, их хранению, обработке и так далее», - рассказывает Диас.
Парень уверен, что уже скоро станет профессионалом и начнет хорошо зарабатывать. Тем более, что у колледжа много крутых партнеров в ресторанном бизнесе, а значит, можно будет набраться опыта на реальных кухнях. Ведь он мечтает открыть свой собственный ресторан либо кафе, где он будет радовать своих клиентов своими изысканными блюдами.
В выборе профессии ошибаются не подростки, а родители
По словам школьного психолога Айданы Таласовой, ошибки в выборе профессии совершают не столько подростки, сколько их родители, которые принуждают выбрать ту профессию, по которой молодые люди в итоге не желают работать в дальнейшем.
«Чаще всего родители выбирают профессию за подростка, потому как в этой профессии больше платят или же там есть карьерный рост. В итоге страна получает дипломированных юристов, экономистов или бухгалтеров, которые вовсе не хотят работать по специальности. Если брать позицию родителя, его наставления можно понять. Взрослые просто боятся, что ребенок может сам совершать ошибку. Но это намного лучше, чем жить той жизнью, которой хотят для него окружающие. Да, человек выбирает профессию, поступает в вуз, получает диплом, устраивается на работу, потом всю жизнь обвиняет родителей в том, что они выбрали профессию за него», – говорит психолог.
По ее словам, в школах педагоги совместно с психологами проводят профориентационные тесты, которые позволяют узнать предрасположенность школьника к каким-либо предметам. Она отмечает, что выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого. Здесь подростку должны помочь не только его родители, но и школа.
Средне-специальное или высшее: не всем работодателям это важно
«Трудоустройство не всегда зависит от того, какое учебное заведение ты закончил. Ценностью для любого работодателя являются сотрудники с такими базовыми компетенциями как ответственность, увлеченность делом и нацеленность на результат. Даже в период обучения в учебных заведениях студентов с высокими показателями легко заметить: они инициируют различные проекты, стараются ухватиться за любую возможность, которая позволит начать строить свою карьеру как можно раньше. Поэтому работодатели готовы рассматривать таких кандидатов даже при условии неоконченного высшего, с потенциалом дальнейшего роста и развития», - говорит менеджер одной из товарных компаний города Данияр Батырханов.
По словам председателя совета ветеранов профессионального образования области Нургали Темирташева, ежегодно вузы выпускают по 1000 выпускников, а потребность рынка штучная. Поэтому получается так, что в городе много таксистов и продавцов с высшим образованием.
«Редко когда на работу сразу берут выпускника вуза. Ведь многим работодателям нужны специалисты с опытом. Любовь к труду начинается с малого. Разве можно стать, к примеру, прорабом или начальником участка не зная азы? Когда я был в Германии, Венгрии и других странах, я понял, что там особое внимание рабочим специалистам. Там система такая, что все молодые студенты проходят через колледжи. Когда я был директором Атыраского колледжа транспорта и коммуникации мы устраивали день открытых дверей для школьников. Отправляли своих студентов в районы на встречи со школьниками, потому что ровесники друг друга лучше понимали. В последние годы молодежь стала выбирать рабочие специальности. На одно место поступали по 2-3 студента, что нам пришлось открыть коммерческие группы. Трудоустройство наших студентов составляла 95 %», - поделился Нургали Темирташев.
«Хочу сразу в вуз»
Ученица 10 класса Мадина Айбарова рассказывает как многие одноклассники, особенно мальчики, ушли учиться в колледж после 9 класса. Если бы это коснулось ее лет пять назад, то возможно, и она бы ушла в колледж, боясь сдачи ЕНТ.
«В канун госэкзаменов в школах, проводили опрос среди учеников, а также беседы с родителями, мы обсуждали наше дальнейшее образование. Я помню раньше после 9 класса больше школьники уходили, боясь сдачи ЕНТ, и я сама так думала. Сейчас же это стало проще. Нам разъяснили, что у нас есть несколько попыток. К тому же мы поняли, что если я не пройду тест, в любом случае получу аттестат. Поэтому не хочу терять время на колледж, ведь все равно нужно иметь диплом о высшем образовании», - считает школьница.
Согласно данным управления образования, всего в Атырауской области насчитывается 23 учебных заведений технического и профессионального образования. 17 из них государственные и 6 частные колледжи. В них получают образование 19 288 студентов. Среди выпускников 9-11 классов наиболее популярными являются Атырауский высший медицинский колледж, политехнический высший колледж имени С. Мукашева, энергетический и строительный колледж, гуманитарный колледж имени К. Дутбаевой, Атырауский колледж сервиса и аграрно-технический колледж имени О. Кушекова. Ежегодно для выпускников 9-11 классов во всех Атырауских колледжах проводятся Дни открытых дверей, а в школах проходят профориентации. В учебные заведения технического и профессионального образования абитуриенты могут поступать по государственному заказу. В соответствии со спросом в 2023-2024 учебном году было выделено 3600 грантов, в 2024-2025-ом - 4522. Стоит отметить, что учебу в колледжах выбирают 35-40% выпускников 9-х классов и 20-25% выпускников 11-х классов.
Эмир Артуров, фото автора