«Запрет на весеннюю охоту – это абсурд!»

ATPress.kz. 25 апреля. Специалисты-охотоведы и представители общественных организаций Атырау подвергли резкой критике министерский запрет на весеннюю охоту в Казахстане.

Гром среди ясного неба для отечественных охотников грянул в феврале этого года, когда комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК наложил вето на их любимое хобби - весеннюю охоту - сроком на один год. Правда, не исключено, что запрет этот продлят еще на три года. Повод самый что ни на есть серьезный – уменьшение популяции пернатой дичи, произошедшее в результате браконьерства и охотничьего промысла в период весеннего гнездования, что создает мощный фактор беспокойства. Министерские чиновники при этом опирались на биологическое обоснование, специально сделанное учеными из института зоологии МОН РК. 

Противники запрета из числа атырауских специалистов-охотоведов и представителей общественных организаций высказали довольно веские доводы в ходе «круглого стола», проведенного в местной инспекции лесного хозяйства и животного мира (бывшая рыбоохрана). В данном мероприятии приняли участие гости – ведущий программы «Точка зрения» телеканала «Хабар» Ирак Елекеев (в прошлом – депутат Мажилиса Парламента РК) с президентом экологического альянса «Байтак-Болашак» Азаматханом Амиртаевым. Присутствовали также руководители контролирующих и правоохранительных ведомств, отвечающих за борьбу с браконьерством. 

Задавая тон предстоящему обсуждению, Ирак Елекеев поделился личными впечатлениями от недавней поездки по Австрии и Германии, где животные и птицы без опаски соседствуют с людьми буквально в населенных пунктах. Он также рассказал, как в 80-ые годы в бытность судьей Мангистауского областного суда проводил показательный судебный процесс над двумя молодыми людьми, застрелившими белых лебедей. 

- Сейчас, как вы знаете, лебеди спокойно плавают близ Актау. Всех, конечно, не засудить, да и не выход это из положения, но если мы будем вести активную пропагандистскую работу, особенно среди подрастающего поколения, то отношение к живой природе станет лучше. Все это я к примеру говорю. Мысли вслух. Мы являемся вашими помощниками и не собираемся кого-либо критиковать. Хотим лишь помочь раскрыть существующие проблемы, - подтолкнул Ирак Касымович присутствующих к обсуждению. 

Присутствующие же не стеснялись и дружно высказали все, что думают по поводу запрета. 

Председатель правления Атырауского областного общества охотников и рыболовов Асылтек Испусинов поставил под сомнение компетентность ученых, оставивших автографы под биологическим обоснованием, и привел примеры опыта запрета в других государствах. 

- Любят у нас ссылаться на опыт зарубежных стран. Вот в той же Европе, прежде чем запретить, несколько лет ушло на создание хозяйств по разведению дичи как альтернативе охоты. А как у нас займешься разведением, если дичь сперва нужно поймать, подстрелить – а это запрещено. В половине регионов России тоже запретили охотиться и там с каждым днем все меньше и меньше дичи из-за избытка селезней, которые не дают уткам сидеть на гнезде. Именно так, например, произошло в соседней Астраханской области, - рассказал он. - Принимая решение о запрете, мнения нашего никто не спрашивал. Когда-нибудь министры научатся согласовывать свои действия с народом? Весенняя охота все еще прописана в соответствующих правилах за подписью того же министра. По логике нужно сначала правила отменить, а потом запрет объявлять. На это биообоснование, бездарно написанное и  подписанное профессорами и академиками, деньги ушли и, наверное, не один десяток миллионов. Дали россиянам почитать – те говорят, им анекдоты писать надо. 

Эмоциональное выступление Испусинова поддержали и некоторые другие присутствующие. Так, например, охотник с 55-летним стажем Лев Николаев резонно подчеркнул, что в биологическом обосновании нет ни слова о нефтяных промыслах, как о факторе беспокойства. 

- Почему-то никто не отметил, что море наше Каспийское горит синим пламенем и светится ночами как бульвар. То же самое и на побережье в Карабатане. Это горят факелы, и дичь сменила миграционные пути! Поэтому запрет на весеннюю охоту не дает никаких плюсов, зато больше стало лебедей и бакланов, которые выбивают все живое. Мотивировать, что такими мерами сохраним дичь – мы ничего не сохраним. Сайгаков уже «сохранили», когда перестали подавать воду по каналам на летовки и зимовки. Лишили их воды, и сайгаков здесь не стало! – возмущенно говорил опытный охотник. 

По мнению директора Атырауского представительства Республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» Александра Ивасенко, шесть тысяч местных охотников, из которых на весеннюю охоту выезжает максимум полторы тысячи, при лимите в пять селезней не могут нанести урон популяции. 

- Наука «охотоведение» существует давно и весенняя охота предназначена не для того, чтобы на ней нажиться и заготовить впрок мяса. Весенняя охота – это один из разрезов биотехнических мероприятий. В Казахстане два миграционных маршрута для перелетных птиц. Один из них - Сибирско-Восточно-Африканский - пролегает по Атырауской области. Вся птица, которая летит с других континентов, минует территорию Казахстана и наши водно-болотистые угодья. Здесь на гнездование остается очень маленький процент. Весенняя же охота предусматривает добычу всего пяти селезней на одного человека. Селезней, а не уток. Когда утки садятся на гнездо, селезни не дают им высиживать потомство. Таким образом, охота предназначена для регулирования воспроизводства популяции дичи, - пояснил А. Ивасенко, специалист с многолетним стажем. - Поэтому запрет на нее – это чистый абсурд!

Противники запрета также отметили эстетическую сущность охоты как таковой, поскольку люди ждут эти дни не того, чтобы заняться исключительно хищническим истреблением дичи, а чтоб просто отдохнуть на природе. 

- На территории Атырауской области практически негде отдыхать: нет ни санаториев, ни курортов, а охота была некой отдушиной, да и ту запретили. А осенью опять начнутся препоны с теми же пограничными пропусками. Охотники выезжают в приморские камыши, а с него пропуска требуют, будто он в Иран мигрировать собрался. Всю эстетику охоты изнахратили! - высказал Ивасенко и сообщил, что вернулся из Астаны, где все проблемные вопросы поднимались на совещании у председателя ассоциации «Кансонар» Оралбая Абдыкаримова и охотники намерены добиваться отмены запрета. 

 

Лев Гузиков

Фото Рахима Койлыбаева