Рыба еще осталась, а нерестилища уже исчезли

ATPress.kz. 11 июня. В Атырау на реке Жайык ученые наблюдают ранний скат молоди севрюги. Но вместе с тем констатируют, что в реке исчезли естественные нерестилища.

Как рассказала корреспонденту ATPress.kz старший научный сотрудник Атырауского филиала Казахского научного исследовательского института рыбного хозяйства (КазНИИРХ) Елена Бокова, на прошлой неделе учеными был зафиксирован ранний скат молоди севрюги на реке Жайык.

По словам нашего собеседника, при контрольном тралении научного лова на тоне «Бугорки» 4 и 6 июня были выловлены мальки (молодь) севрюги. Отмечается, что самая крупная молодь севрюги – 5 см, самая мелкая – 2 см. При тралении 4 июня было выловлено пять экземпляров молоди севрюги, а 6 июня - три экземпляра. Предположительно, рыба отнерестилась в 100 км от моря, на двух оставшихся в Атырауской области нерестилищах, где сохранился нерестовый субстрат. Эти нерестилища находятся в Махамбетском районе, и особи севрюги прошли от моря все промысловые зоны. После всех необходимых замеров мальков особо ценных пород рыб снова выпустили в реку.

- Я думаю, что это благодаря работе территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира. Все-таки охрана в этом году была жесткой, и несмотря на то, что были задержания браконьеров. Теперь мы хотя бы имеем сведения, что популяция осетровых сохранилась - она есть. Причем, я так думаю, что это естественная популяция, - считает Елена Бокова. 

В нашей беседе она уточнила, что это при таком промысле, когда в зоне реки Жайык находились 14 тоневых участков, а вся промысловая зона имеет протяженность 60 км, производители севрюги все-таки проскочили. «Целехонькими достигли нерестилищ и отнерестились – это здорово!» – отметила Е. Бокова. 

Уточняется, что «науке» это говорит о том, что в реке еще сохраняются условия для нереста севрюги. А если посмотреть данные двух местных осетровых рыбоводных заводов, то они этой весной вылавливали производителей (взрослые особи) и осетра, и севрюги. Это означает, что все равно, хоть и в небольшом количестве, но осетр должен был мигрировать к местам нерестилищ. Но, к сожалению, для осетра нерестилищ не сохранилось. 

Елена Борисовна рассказала, что специалисты КазНИИРХ за три года, с 2015 по 2017 годы, провели полное обследование 68 нерестилищ, определяли их остаточную площадь. И путем мониторинга было установлено, что на сегодняшний день из 68 нерестилищ осталось только пять – это два нерестилища в Атырауской области и три – в Западно-Казахстанской области. От Атырау до Уральска протяженностью 800 км по всему руслу реки Жайык (Урал) по левому и правому берегам раньше насчитывалось 68 нерестилищ - общей площадью 1 700 гектаров. Первая инвентаризация нерестилищ проходила в 1970 году. Именно тогда было насчитано 68 нерестилищ. 

- На сегодня мы видим не только сокращение численности производителей осетровых, но и сокращение площадей нерестилищ. То есть из 1 700 гектаров осталось 197 гектаров на пяти нерестилищах, - подчеркнула Е. Бокова. 

Она рассказала, что места нереста осетровых пород рыб не исчезли, они просто утратили свое предназначение – раньше на них был нерестовый субстрат, который резко отличается от субстрата полупроходных рыб. Как уточнил наш собеседник, у осетровых пород совершенно другие условия нереста - им нужен песочек, ракуша, гравий и галька - икра должна приклеиваться к жесткому субстрату. Во время инвентаризации в 2015, 2016 и 2017 годах специалисты института увидели, что все эти нерестилища заросли травой и корягами, исчезли крупнозернистый песок, галька и ракуша. И только на двух береговых нерестилищах в Атырауской области они обнаружили, что кое-где сохранились галька, ракуша и крупнозернистый песочек. 

- И мы предполагаем, что они достигли именно вот этих участков реки, где и отнерестились, - отметила Е. Бокова. 

При этом уточнила, что на оставшихся трех нерестилищах в Западно-Казахстанской области там есть условия – они пригодны для нереста белуги и осетра. 

- Но туда наша рыба не дойдет. Во-первых, далеко, а во-вторых, крупных и сильных особей осталось очень мало. К тому же в этом году во время паводка наблюдалась маленькая водность. Сам паводок был быстрым и коротким, и на сегодня уровень воды в реке упал, - считает наша собеседница. 

 

Рахим Койлыбаев

Иллюстративное фото из архива автора