ATPress.kz. 12 июля. На месте будущего строительства, возможно, покоятся останки гурьевчан, погибших в годы гражданской войны.
Как ранее сообщалось, новый Дом дружбы запланировано построить на территории заброшенного и долгое время пустовавшего городского парка. Это угол пересечения улиц Пушкина (бывшая ул. Кубанская) и Жарбосынова (бывшая ул. имени I Совдепа). Между тем, у этого пустыря есть своя и непростая история.
Если знакомиться с историей города, то начинать нужно именно с бывшего городского парка. Это центр старого Гурьева (ныне – Атырау). Если приглядеться, можно заметить, что еще не уничтоженные старинные дома изначально построены полукругом. И это не случайно. Тут была северная часть гурьевской крепости, в середине которой, в низине, вязко дремало небольшое болото, поэтому дома и пошли полукругом (для ориентира – гостиница «Ренко» стоит как раз на месте крепостной стены). Городской парк, конечно же, не всегда был парком. Эта площадь когда-то была центром казачьих сходок, одно время она называлась Митинговой, и именно здесь бурлила политическая жизнь города.
Официальной датой установления в Гурьеве советской власти является 27 ноября 1917 года. Однако власти у большевиков как таковой не было, ибо по-прежнему здесь существовало правление Уральского казачьего войска, но и ярые антибольшевистские настроения еще не проявлялись.
Здесь нужно особо отметить, что главные исторические события, влиявшие на политическую жизнь Гурьевского уезда, происходили в губернском центре – городе Уральске. Там в марте 1918 года казачий генерал Матвей Мартынов с группой офицеров сверг советскую власть, а 23 марта в Гурьеве аналогичный переворот возглавил генерал Владимир Толстов.
Представителей новой власти - девять первых советских депутатов - казаки-толстовцы расстреляли в ночь с 9 на 10 июля 1918 года на Пешном, который до середины 30-х годов был настоящим островом. Расстреляли с ними и пятерых членов астраханской делегации.
Советская власть вернулась в Гурьев 5 января 1920 года, когда его заняли бойцы 25-ой Чапаевской дивизии под командованием Ивана Бубенца. Белоказаки тогда отступили к Форту-Шевченко, а чуть позже по решению первого уездного съезда профсоюзов останки первых совдеповцев перенесли с острова Пешной в центр города. Но это еще не вся история.
В декабре 1921 года Гурьев подвергся нападению повстанческих отрядов Серова и Киселева, наступавших с верховьев реки Урал. В то время повсюду царил голод, в том числе и в Гурьеве. Повстанцы же планировали пополнить здесь запасы продовольствия. Во всяком случае, документально известно, что незадолго до штурма в Гурьев была доставлена баржа с 20 тысячами пудами (1 пуд – 16,3 кг) белой муки.
В это время в Гурьеве не было регулярных частей Рабоче-крестьянской Красной армии, если не считать взвода чекистов, конной милиции и ЧОНа (части особого назначения). Помимо них, в ружье встали работники хозчасти, штабники, связисты и даже музыканты. Активисты принялись налаживать оборону города, строили баррикады. Пригород патрулировали конные разъезды, а к середине декабря повстанцы подошли к городу вплотную. В ходе уличных боев 17-18 декабря нападавших отбили, а погибших в эти дни гурьевчан похоронили рядом с совдеповцами.
«Снова братская могила приняла в свои объятия одиннадцать сынов революции, павших от вражеских пуль…», - пишет гурьевская газета «Трудовая правда» от 21 декабря 1921 года. К сожалению, их имена не упоминаются, а на установленной позже надгробной плите были указаны только три фамилии. Остальных удалось установить уже в XXI веке нашему краеведу, профессору Атырауского университета нефти и газа Вячеславу Афанасьеву во время работ с архивными документами. Причем всего не 11, а 12 человек.
В 1922 же году на братской могиле поставили первый памятник (см. на фото – закладка первого камня). В 30-х годах комсомольцы и пионеры посадили и взрастили вокруг могилы городской парк. Затем там несколько десятилетий стоял обелиск – место приема школьников в пионеры.
В 1974 году установили обелиск и на месте расстрела на Пешном, памятнику посчастливилось уцелеть до нынешних дней. На открытии присутствовала Агриппина Николева-Барышева – дочь Григория Николаева – расстрелянного первого председателя гурьевского Совдепа.
Год спустя в кружок «Красных следопытов» гурьевского Дома пионеров от нее, из города Кургана, пришло письмо со словам благодарности всем, кто чтит память погибших.
«В то время мне было 2,5 года. С помощью преданных делу революции товарищей семьям казненных, над которыми контра также готовила расправу, удалось на лодке или шхуне (точно не знаю) бежать в г. Астрахань. Было неспокойно, возник мятеж, пришлось и оттуда эвакуироваться в Саратов, Хвалынск, где свирепствовали банды Антонова. Нигде не было места. Вот так начиналось мое детство», - рассказывала она в письме о тех страшных днях.
Да. Страшное было время. Можно по-разному относиться и к власти советской, и к противоборствующим сторонам, но это наша История.
Что же касается горпарка, то обелиск там снесли, планируя поставить новый, но планам не суждено было сбыться. После развала СССР парк постепенно забросили и вырубили, о братской могиле свидетельствовала лишь изуродованная надгробная плита с фамилиями погребенных. Наконец, городской акимат в начале 2000-х годов продал территорию горпарка прямо вместе с могилой частному застройщику. И только благодаря стараниям Вячеслава Афанасьева вместе с тогдашним директором АНПЗ Талгатом Байтазиевым, выделившим финансовые средства, в 2005 году началась процедура перезахоронения.
- Гробы в склепе находились в открытом виде, в хаотическом состоянии. Наверное, по той причине, что здесь постоянно была вода. В склепе нам удалось найти останки только 13 человек и чудом сохранившиеся личные вещи: два нательных крестика, бритву, зажигалку, - вспоминает Вячеслав Константинович. – Все найденные останки перезахоронили на христианском кладбище, где установлен памятник. Таким образом, в старом горпарке, возможно, покоятся останки еще как минимум 11 человек.
На днях, в канун 99-ой годовщины расстрела, группа краеведов и студентов почтила память погибших возложением цветов на руинах горпарка и у памятника на христианском кладбище.
- Известно, что сейчас готовится тендер на разработку проектно-сметной документации строительства нового Дома дружбы. И недавно на собрании этнокультурных объединений поднимался, в частности, вопрос о поиске и перезахоронении останков. Возможно, эти работы будут проведены перед началом строительства, - сообщил участвовавший в церемонии возложения руководитель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей Короблев.
Лев Гузиков
Фото автора, а также из архивов А. Шергилова, Р. Горенштейн и государственного архива г. Атырау