В Казахстане может подорожать обувь

Правила обязательной маркировки обуви вступят в силу 1 апреля. Предприниматели заявляют, что в конечном итоге QR-код на коробке влияет и на цену обуви внутри, сообщает Zakon.kz.

По их словам, уточняет КТК, чтобы промаркировать каждую пару в партии, приходится либо доплачивать сотрудникам, либо нанимать новых. Также они говорят, что это двойная работа, так как на каждой паре уже есть международный код.

"Зачем придумывать еще какой-то data matrix для того, чтобы сказать, что у нас 39 размеров, 10 пар. По декларации таможенной, которую мы заполняем, и брокеры нам заполняют – они и так указывают", сказала директор обувной компании Наталья Фролова.

Чиновники же считают, что идея маркировки предполагает изменение в сторону большей прозрачности поставок обуви. Однако бизнесмены сомневаются в прозрачности получения кодов в РК.

"Дело в том, что многие даже не знают, как это делать. Потому что слишком сложная система, слишком замудрено и непонятно все, что делается. Я делаю фотографию этой пары, и я могу написать, что угодно, что это оригинал, из каких материалов", сказал продавец Дамир Жексенбеков.

Впрочем, новые правила нашли и сторонников. Отечественные товаропроизводители уже посчитали, что затрат на маркировку на самом деле не так уж и много, а конечный результат должен оправдать все тяготы и лишения.

"Мы это все наладили, и вы видели, я вам показывал – ничего сложного нет. Мы условно затратили на принтер и сканер, ну, 140-150 тыс. тенге, она ложится на единицу этого: ноль-ноль-ноль тиын", сказал замгендиректора обувной фабрики Шамухтар Шаюнусов.

Пилотный проект по маркировке товаров был запущен еще два года назад. В Мининдустрии заявляют, что принять в нем участие и научиться основам могли все. Тогда и возмущений было бы меньше. При этом пугать предпринимателей штрафами пока никто не собирается. Первое время бизнес обещают не трогать.

Ерболат Боранбай, главный эксперт Управления легкой промышленности МИИР РК: "В целом все это делается для того, чтобы был контроль за обувным рынком, чтобы была равноправная конкуренция и не было контрабанды. Чтобы мы могли отслеживать происхождение подделок и вообще понимать, сколько продукции завозится в страну".