Минэнерго РК опубликовало в открытых источниках Консультативный документ регуляторной политики (КДРП), который вскоре (2 марта) был снят с обсуждения.
Не научились «химичить»
Согласно ст.2 п.12 Закона "О законотворческой деятельности", этот документ специальной формы, в котором указываются проблемы госрегулирования, а также возможности их решения.
Минэнерго привлекло внимание к законопроекту "О нефтехимии", заострив свой текст на том, что система переработки нефти и газа в Казахстане работает только в интересах населения. Согласно Закона РК «О газе и газоснабжении», «QazaqGaz» обладает преимуществом на получение отчуждаемого у недропользователей сырого и товарного газа. При этом цена газа, приобретаемого у недропользователей, покрывает расходы на добычу, транспортировку, переработку при уровне рентабельности не более 10%. Также преимуществом получения топлива «QazaqGaz» пользуется для бытовые потребителей и котелен.
Не менять существующего положения вещей!
Государством установлены предельные цены на товарный и сжиженный нефтяной газ на внутреннем рынке. Для развития нефтехимии ничего не остается. Отрасль могла бы экспортировать дорогостоящие продукты. Кроме того, в большинстве действующих контрактов предусмотрены положения о стабильности условий недропользования. Т.е. в случае внесения изменений в законодательство, к действующим контрактам новые положения применяться не будут в тех случаях , если они ухудшают существующее положение недропользователей.
И знать не хочу…
Товарный газ содержит ценные фракции газа, которые сжигаются, а могли бы быть хорошим сырьем. Газоперерабатывающие мощности не ориентированы на разделение газа на фракции, а лишь осуществляют очистку газа от примесей и серы. Отсутствующая инфраструктура для разделения газа на фракции на С1 (метан) и С2+ (этан, пропан и прочие), что ограничивает возможности глубокой переработки. Кроме того, отсутствует четкое определение уровней переработки газа, это создает пробелы в нормативно-правовой базе. Указанное обстоятельство является препятствием для получения доступа к сырью.
Обратная закачка, как самозащита
У крупных недропользователей в Казахстане, осуществляющих добычу нефти и газа, отсутствует интерес к увеличению добычи и поставки газа на внутренний рынок, поскольку цена такой поставки регулируется государством. Недропользователи чаще предпочитают закачивать добытый газ обратно в пласт для повышения давления и нефтеотдачи, т.к. это экономически выгоднее для недропользователей.
Согласно презентации Минэнерго, на июль 2024 года из 29,8 млрд куб. метров произведенного с начала года товарного газа, более 65% было потреблено населением. Более того, стоимость газа для населения в Казахстане является одной из самых низких в мире. В то время как средняя стоимость продажи газа составляет 23 646 тенге, его себестоимость газа - 33 169 тенге за каждую тысячу кубометров.
Таким образом для обеспечения населения газом АО «НК «QazaqGaz», как национальный оператор, предоставляет газ населению по низкой цене и за счет экспорта газа поддерживает рентабельность своей деятельности.
Далекоидущие перспективы
По данным Международного энергетического агентства, мировое производство продукции нефтехимии растет в среднем на 3–4% в год. В 2023 году объем глобального рынка НГХ достиг более $590 млрд. и прогнозируется, что к 2030 году этот показатель превысит $780 млрд. Согласно статистическим данным ЕАБР, Казахстан будучи нефте- и газодобывающей страной, имел долю в размере всего 0,1% от мирового объема производства полимеров 2021 году.[2]
С вводом в эксплуатацию в 2022 году ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» (КРI - компания приобретает определенный объем сырья (пропана) по договорной цене у ТОО «Тенгизшевройл» благодаря достигнутым договоренностям) производственные мощности Казахстана по выпуску полипропилена (один из продуктов НГХ) увеличились и составляют 18% от объема выпуска полипропилена в Евразийском регионе.
Соответственно, наблюдается определенный рост НГХ промышленности в Казахстане, который может значительно прогрессировать при условии государственной поддержки и стимулирования производителей НГХ продукции.
СРП - надежная защита!
Согласно данным за 2023 год, в Казахстане действует 317 контрактов по углеводородам.
Большинство из них было заключено с условиями, обеспечивающие стабильность законодательства. В таких контрактах предусмотрено, что изменения и дополнения в законодательство РК, ухудшающие положение недропользователя, принятые после даты вступления соответствующего контракта в силу, к контракту не применяются.
Наглядной демонстрацией указанной проблемы являются проекты недропользования, регулируемые СРП. (СРП - соглашение о разделе продукции М.С.)
Месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак обеспечивают более 75% добычи газа в стране и с высоким содержанием С2+ фракций на протяжении четырех лет. Однако доступ к такому сырью ограничен в связи с условиями недропользования, закрепленных СРП.
Отсутствие первичного сырья для НГХ проектов (этан, пропан, бутан), а также его высокая стоимость для новых НГХ проектов приводят к удорожанию готовых изделий из полимеров, которая, в свою очередь, становится неконкурентоспособной в связи с присутствием на рынке РК относительно недорогого импорта в виде полимерного сырья и готовой продукции из других стран (где НГХ проектам оказывается государственная поддержка и субсидирование). Отсутствие регулирования для стимулирования извлечения (сепарации) ценных фракций газа (этан, пропан, бутан.).
(Выход все же есть)
В Казахстане объемы и состав газа могут быть использованы для построения обширной диверсифицированной НГХ отрасли. Для дальнейшего развития НГХ отрасли требуется наличие доступа к газу (сырью), а именно к необходимым фракциям газа.
Помимо этого, в соответствии с Протоколом совещания под председательством Премьер-Министра РК по вопросам нефтегазовой отрасли от 14 августа 2024 года в целях развития нефтегазохимической отрасли государственным органам поручено: разработать меры государственной поддержки в виде льготного финансирования проектов и субсидирования расходов на инфраструктуру для нефтегазохимического производства.
Отдельно утверждена Дорожная карта по развитию нефтегазохимической промышленности на 2024-2030 годы, согласно которой ожидается обеспечение реализуемых проектов нефтегазохимии необходимым сырьем: этан - 1,6 млн. тонн, пропан – 272 тыс. тонн, параксилол – 400 тыс. тонн, бензол – 100 тыс. тонн.
Подготовил М.СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото freepik