Состояние автодорог — одна из наиболее обсуждаемых тем среди водителей Атырау. Неровное покрытие, глубокие выбоины, ямы, затянувшиеся ремонты и отсутствие четкой разметки создают серьезные неудобства на дорогах, передает корреспондент AtyrauPress.
Житель Атырау, водитель со стажем Анарбек Гизатов в прошлом году приобрел совершенно новый автомобиль. Казалось бы, сбылась его давняя мечта, но вскоре начались проблемы с ходовой частью.
"У меня новый автомобиль из автосалона. Представляете, всего за год машина уже износилась, и причина тому — состояние наших дорог. Машина вся стучит и трясется. Хорошо, что она на гарантии у автосалона. Недавно пришлось менять амортизатор. С такими жалобами люди приходят в автосалоны каждый день. У всех машины в кредитах. Недавно друг попал в яму и помял диск. Кто за это ответит? Вместо того чтобы каждый год повышать штрафы, лучше бы создали нормальные условия для вождения. Когда мы будем ездить в комфорте?" — возмущается Анарбек Гизатов.
По словам другого автовладельца, Саяна Муратова, Атырау — нефтяная столица Казахстана, но состояние дорог он оценивает всего на "троечку". Дороги разбиты, в некоторых местах настолько глубокие ямы, что в них целиком уходят колеса. Особенно сложно ездить в дождливую погоду.
"Почему в нашем городе, когда ремонтируют дороги в одном районе, в другом они приходят в негодность? И так по кругу. Покрытие мостов в заплатках, из-за чего при езде чувствуются кочки. Мне кажется, нашим дорожникам не хватает профессионализма. Иначе почему каждую весну приходится латать одни и те же ямы? Устали уже от этого беспредела" — недоумевает Саян Муратов.
Напомним, что с 2023 года в Атырау начали применять новую технологию строительства дорожного полотна — щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА), разработанный в Германии еще в 1960-е годы. Этот материал используется при строительстве дорог в Астане и Алматы с 2009 года.
Два года назад начальник участка подрядной компании «МКДСМ», опытный строитель Жайык Айтыбасов, пообещал, что дороги станут качественно иными. По его словам, таким покрытием была оборудована автодорога по улице Кулманова. До этого ЩМА применили при строительстве дороги на улице Молдагуловой, с пешеходной дорожкой и бордюрами. Подрядчики обязались вести мониторинг качества покрытия, гарантийный срок составляет два года.
Айтыбасов отметил, что раньше дорожники использовали покрытие из крупно- и мелкозернистого щебня. Асфальт из ЩМА, по заверениям специалистов, не трескается ни в зимние морозы, ни в летний зной. Он прочен, морозоустойчив и водонепроницаем, поэтому в Европе дороги строят именно из него. Кроме того, ЩМА обладает меньшей скользкостью: если на обычных дорогах при гололеде тормозной путь составляет 10 метров, то на ЩМА он сокращается до 5 метров. Также это покрытие обладает амортизационными свойствами, что снижает нагрузку на подвеску автомобилей. После засыхания ЩМА становится каменно-прочным, в отличие от обычного асфальта, который легко снимается.
Хочется верить, что дороги в Атырау действительно будут строиться по данной технологии. Ведь согласно информации пресс-секретаря акима города Гасырбека Толегена, в этом году ремонтные работы запланированы на улицах Кожакаева, Елорда, Тайманова, Кабдолова, Сатпаева, Луговой и Садыкова.
"В этом году ожидается масштабная реконструкция проспекта Сатпаева, работы начнутся уже в апреле. В рамках расширения дороги протяженностью 2,34 км будет добавлена дополнительная полоса на участке от улицы Ерниязова до улицы Курмангазы. Также проведут благоустройство прилегающей территории с учетом условий для движения транспорта. Кроме того, для сокращения пробок в городе планируется построить новую дорогу, которая обеспечит прямой выезд из микрорайона «Нурсая» на трассу Атырау-Астрахань. Автодорога длиной 1,4 км соединит 31 улицу микрорайона Самал с магистралью. Реализация проекта начнется уже в первом квартале текущего года," — сообщил Гасырбек Толеген.
В 2024 году в городе было заасфальтировано 49,4 км дорог, а в 2025 году этот показатель планируется увеличить до 66,8 км. Также продолжается строительство новой дороги, соединяющей улицу Жастар с проспектом Абулхаира. Из трех километров этой дороги, работы над которой начались в 2023 году, уже заасфальтированы два. Сейчас ведутся работы по возведению моста, и проект будет завершен до конца года.
Динара Канбетова, фото автора