Подготовка к последнему рейсу

В Атырауской области, в устье реки Жайык (Урал), полным ходом идут подготовительные работы по подъему затонувшего (более десяти лет назад!) транспортного рефрижератора «Саринский рыбак».

Это случилось ровно четырнадцать лет назад, в ноябре 2001 года. Приемно-транспортный рефрижератор (ПТР), груженый рыбной продукцией, принадлежавший азербайджанскому бизнесмену, сел на мель у самого выхода в Каспийское море. Тогда буквально через считанные дни ударили первые морозы, и судно со всех сторон было сковано льдами. И сих пор «Саринский рыбак», как мрачная могильная плита, возвышался в самом устье реки, разбиваясь о лед и покрываясь ржавчиной.

Периодически в самых высоких инстанциях Астаны и Атырау рассматривались вопросы о его подъеме и дальнейшей утилизации. К сожалению, более десяти лет судьба «Саринского рыбака» решалась только на уровне разговоров и в межведомственных переписок. И наконец, только в 2015 году дело (и тело «Саринского рыбака»), кажется, сдвинулось с мертвой точки. В августе РГКП «Атырауское предприятие водных путей» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК провело конкурс государственных закупок на проведение работ по подъему ПТР «Саринский рыбак».

Как рассказал редакции AtyrauPress заместитель специализированного природоохранного прокурора Асылбек Муканов, по итогам конкурса победителем было признано ЗАО «Тюменьсудокомплект». По сообщению представителя надзорного органа, с российской компанией был заключен договор на 305 млн. тенге. При этом Асылбек Муканов уточнил, что, согласно контракту, срок окончания работ по подъему затонувшего судна намечен на середину ноября этого года.

В беседе с корреспондентом AtyrauPress заместитель генерального директора ЗАО «Тюменьсудокомплект» Михаил Кулягин рассказал, что непосредственно подготовительные работы по подъему затонувшего ПТР начались в конце сентября. Часть землеройной техники россияне арендовали здесь, в Атырау. От грязи и ила очищены помещения судна, а также его борта. Оказалось, что за эти одиннадцать лет корпус рефрижератора на два с лишним метра врос в грунт. На данный момент в работах задействованы одиннадцать российских специалистов, в том числе и водолазы. Несколько дней было потеряно из-за штормовой погоды. И теперь, по словам Михаила Кулягина, остается в прямом смысле ждать у моря хорошей погоды, чтобы уложиться в сроки, обозначенные в контракте. При благополучном исходе подъема затонувшее судно будет отбуксировано в город и утилизировано. Этим должно заняться одна из местных компаний.

Между тем, как сообщил нам заместитель специализированного природоохранного прокурора Асылбек Муканов, помимо ПТР «Саринский рыбак», по состоянию на 12 октября в акватории реки Жайык (Урал) имеется еще шесть затонувших судов. Это икорный плавучий завод №6, станция очистки подсланцевых вод «Краб», дебаркадер №443, несамоходная плавучая насосная станция в поселке Бодене Индерского района, приемно-транспортное судно и еще один приемно-транспортный рефрижератор.

 

Алдияр Аманиязов

Фото Рахима Койлыбаева