«Мы строим свой храм», – Ерлан Кумискалиев о своей «Маленькой стране»

Последние 3 года своей жизни Ерлан Кумискалиев полностью посвящает себя развитию детской деревни «Маленькая страна». Центр занимается лечением и обучением особенных детей. Идею социальной деревни Ерлан когда-то почерпнул у шотландской деревни в Кэмпхилле.


Что было до…

До этого я занимался канистерапией. У нас есть специально обученные собаки, лабрадоры, но они сейчас на отдыхе. Когда-то я был тяжело болен и лежал в клинике, тогда к нам приходили собаки, клали свои головы на нас, это придавало много сил. Волонтеры с собаками приходили к нам каждую среду, и наша жизнь измерялась от среды до среды. Самые лучшие куски еды мы оставляли для них. После этого я дал себе слово посвятить жизнь тому, кто во мне будет нуждаться. И по сей день стараюсь его держать. С 2007 по 2012 года теоретически готовился, начал погружаться в тему и искать специальные питомники. Отправил свою заявку, мне ответили спустя 2.5 года. Сказали, что родились два щенка, подходящих под помощников. Их я и забрал.

«Маленькая страна» сегодня

Самая первая подобная деревня появилась в Кэмпхилле, в Великобритании. Второй была «Светлана», в России. А третья уже наша, «Маленькая страна». Мы с ними дружим, держим связь. Главная цель нашей деревни – дать  детям с повреждением спинного и головного мозга, ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом путевку в жизнь. Сами родители, приводя своих детей к нам, говорят, что они не знают, как повернется жизнь наших детей, когда их не станет. Даже если мы научим их держать ложку в руках, умываться, следить за собой, то это все уже было не зря.

На данный момент контактируем более чем с 600 детьми, это не говорит, что все они с нами: кто-то способен приходить, кто-то занимается из дому, мы им составляем программы, где все подробно расписываем вплоть до минут. Среди них есть даже те, кто не может глотать еду, они начинают кашлять, а мы годами можем учить их этому. Людей интересует результат. Семеро наших детей уже пошли в школу, самые старшие перешли в четвертый класс. Конечно, они неповоротливые, плохо ходят, но самое главное, что они в своей среде. Для нас это было самое главное, потому что эти дети должны видеть других детей, тогда у них будет мотивация. С такой целью мы их и готовили, они, конечно, не отличники, даже, возможно, не хорошисты, но наша задача не в этом. Мы благодарны и акимату, и всем остальным, это долгая история, как мы получили этот участок, но уникальность деревни в том, что её строит весь Атырау. Приходят даже зарубежные пожертвования. Для нас эта деревня, как мечеть, как хрустальная ваза, мы строим свой храм. Это все строится благодаря добрым людям. Пока я не пришел в эту сферу, я даже не думал, что в мире столько доброты. Люди узнают о нас и делают свои пожертвования.

Коллектив, люди, памятник

Сейчас не все работники на месте в связи с карантином, поэтому мы работаем с меньшим количеством людей. Деревне нужен круглосуточный уход: убрать, покормить, напоить. Мы выиграли в конкурсе, это помогает нам с финансированием. С первого февраля сотрудники получают зарплату, нам оказывают помощь со стройматериалами. Не так давно мы пригласили тренера из Алматы, мастера спорта международного класса. Целый месяц он преподавал нашим сотрудникам. Сейчас нас шестеро, приобрели какую-то стабильность, теперь мы можем строить планы. Первое мое требование при приеме человека на работу – ты можешь пинать меня, материть меня, но не вздумай даже повышать голос на наших животных, наши животные растут в ласке и любви. У нас все спокойные, так тут и должно быть. Уже поставили беседки, планируем покрыть их брусчаткой. Моя мечта – поставить здесь хотя бы маленький памятник для людей, которые нам помогают.

Для нас принципиально важно было, чтобы все было выполнено из качественных материалов, чтобы никто из родителей, не говорил, что для их детей «и так сойдет». Я и сам делаю упор на качество, потому что понимаю, что вечно жить не буду, и мне хочется, чтобы после меня это все как можно дольше прослужило добрым людям. Когда нам хотят помочь, мы всегда говорим, что у нас есть одно требование, чтобы человек приходил с доброй аурой. Тогда, конечно, будем рады принять от него любую помощь.

Планы, самофинансирование, цеха

Самая главная задача сейчас – выйти на самофинансирование. Поэтому со следующего года хотим начать производить кумыс и начать тратить на свои нужды.

Мы должны строить «цеха». Наши дети должны учиться работать. Я хоть сам и имею медицинское образование, но понимаю, что одной лишь  «укольной» системой детей не поднять. На примере Кэмпхилла я увидел, как дети работают и делают успехи. Там они разводят овец, а дети за ними ухаживают. Сами отрезают их шерсть, берут её, хорошенько стирают, обрабатывают и начинают вязать. А потом это все идет на продажу. Там же я увидел и пекарни, целый кондитерский цех. Они вышли на самофинансирование, мы тоже хотим так. Вот, у нас здесь грядки, мы хотим предложить организациям совместными силами начать выращивать мяту, барбарис, всякие ароматические травы. Мы будем их высушивать и раскидывать по мешочкам, которые шьют наши дети. Несколько таких они уже сшили.

Мы хотим работать не на количество, а на качество, поэтому планируем брать детей на занятия не на полный день, а на пол дня. Взять экспериментальную группу на 3-4 года, с ними разработать методику, сделать пособие для других городов, чтобы это было эффективно. Максимум, наверное, восемь детей: четверо до обеда, четверо после, чтобы с ними уже плотно заниматься. Мы думаем о внутреннем туризме, хотим построить две юрты. Одну из них хотелось бы стилизовать под музей с историей «Маленькой страны»




Реклама, краундфандинг, соцсети

Мы были бы рады рекламе. Сейчас на это смотрим другими глазами. Просто у нас на это времени нет, а ведь нужен хороший рекламщик, человек, который занимается Instagram. Мы бы с удовольствием воспользовались услугами такого человека, просто пока мы не можем платить зарплату этому человеку, но в будущем, наверное придем к этому. Сейчас мы хотим обратиться в турфирмы, чтобы договориться о турах выходного дня на 4-5 часов. На своей странице в Facebook  постоянно стараюсь писать информацию. Сами люди у меня просят реквизиты, а я потом представляю отчет и пишу инициалы людей, чтобы каждый мог видеть свои инициалы.

P.S. Такая искренняя беседа получилась у нас с основателем «Маленькой страны». Сегодня Ерлан Кумискалиев со своими соратниками ждут окончания карантина, чтобы продолжить свою деятельность. У деревни большие планы на следующий год, которые они настроены реализовать.


Подготовил Айбар ОМАРОВ

Фото и видео Манарбек МАЙШАГИРОВ