Педсовет едва не обернулся трагедией в Атырау: что происходит с учителями и какие меры нужно срочно предпринять

Недавний случай попытки суицида учительницы, произошедший после педагогического совета, стал шокирующим событием, которое вызвало широкий резонанс в образовательной среде. Этот инцидент поднимает важные вопросы о психоэмоциональном состоянии педагогов, а также о роли административных собраний в образовательных учреждениях. Как предотвратить подобные трагедии в будущем и как обеспечить здоровую атмосферу для всех участников образовательного процесса, попытался узнать корреспондент AtyrauPress.

В минувшую неделю образовательное сообщество нашего города потрясло трагическое событие: учительница одной из местных школ совершила попытку суицида. Этот инцидент стал тревожным сигналом, поднимающим важные вопросы о состоянии психического здоровья педагогов и условиях их работы. Инцидент, который шокировал учеников, родителей и коллег произошел с 39-летней учительницей английского языка средней школы №37. Педагог, известный в школе своим преданным отношением к работе, была обнаружена в тяжелом состоянии в 20:00 часов, после принятия медикаментов в больших дозах. Ее сразу же доставили в больницу. По предварительным данным, причиной ее поступка стали оскорбления и обвинения в мошенничестве во время педагогического совета со стороны коллег и директора. Сейчас благо, состояние учителя, оказавшегося в центре внимания, оценивается как стабильное. Ей оказывается необходимая психологическая помощь. Но ситуация оголила ряд проблем. 

Профессия учителя – одна из самых «выгораемых» 

По словам школьного психолога городской школы №3 Заряны Тырса в современном мире, на сегодняшний день, все нуждаются в психологической поддержке, в том числе и учителя. По данным исследований, педагоги подвержены высокому уровню стресса и эмоционального выгорания. Не секрет, что нагрузка на учителей возрастает из года в год: увеличение числа учеников в классах, требования к результатам обучения и недостаток поддержки со стороны администрации и многие из них сталкиваются с чувством одиночества и безысходности, что может привести к серьезным проблемам с психическим здоровьем.

«Обычно в школах, педагог-психолог большое внимание уделяет учащимся, но вот сами учителя не всегда обращаются за помощью к психологу, а ведь профессия учитель – это одна из самых «выгораемых». Поэтому этот вопрос надо рассматривать на уровне в Министерстве образования. Продумать программу, внести корректировки в нагрузке педагога-психолога, а именно увеличить штанные единицы, а то получается, в одном месте латаем, в другом месте рвется у нас», - считает психолог.

Психолог утверждает, что человек принять решение о суициде, не может здесь и сразу, то есть эта проблема не первого дня, он начинает вынашивать эту идею, до определенного состояния. Суициды обычно делятся на два вида, истинные и ложные. К первому относятся случаи, когда человек принял осознанное решение покончить с собой, видит мир в черном цвете. Если одни это делают от безысходности, то другие ищут способы привлечь внимание. 

«Настоящее самоубийство человек планирует тщательно и расчетливо, выбирая время, место и способ совершения. А если же человек совершает самоубийство демонстративно или манипулятивно, то это ложный суицид. То есть человек делает попытку самоубийства без намерения умереть. А вот  ложные суициды встречаются самые разные и необычные. Например, дети манипулируют родителями, чтобы припугнуть, или школьники столкнулись с буллингом, решаются на отчаянный шаг, можно привести много примеров, или вот женщина пьет таблетки и совершает демонстративную суицидальную попытку, но умирать не хочет. Она преследует цель – наказать своего обидчика, но вот и те и другие в конечном итоге, надеются, что их спасут. Что касается, произошедшего случая с учительницей, однозначно, что учитель нуждается в психологической поддержке, теперь уже и терапии психиатра. Она не справилась со своим эмоциональным состоянием, возможно у педагога уже преобладало само выгорание, этот вопрос уже к директору школы. Почему не смогли найти компромисс, ведь директор это менеджер по подбору кадров и их корректировки. Осуждаю ли я ее, нет, ведь она это сделала, только лишь потому, что хотела быть услышанной, жаль, что выбрала такой способ», - говорит Заряна Владимировна.

По данным департамента полиции Атырауской области, всего за 2024 год зарегистрирован 21 факт попытки суицида, из них 10 завершенных. За январь 2025 года зафиксировано 9 фактов, один их которых оконченный. 

Учитель! Перед именем твоим…

Инцидент вызвал бурную реакцию среди родителей и коллег. Множество людей выражают поддержку учительнице и ее семье, а также призывают к более внимательному отношению к благополучию педагогов. По словам ветерана образования, директора «Атырауского колледжа Бизнеса и Права», председателя Альянса женских сил по Атырауской области Нурлы Айтиевой, необходимо объединение общества для создания среды, способствующей благополучию учителей. Это включает в себя не только поддержку со стороны коллег и руководства, но и внимание к морально-психологическому климату в коллективе. Директор школы, как ключевая фигура, должен быть компетентным и чутким к нуждам своих сотрудников, чтобы предотвратить подобные трагедии. В школах необходимо создать среду, в которой учителя смогут открыто говорить о своих проблемах и получать необходимую помощь.

«Ситуация конечно очень сложная. Попытка суицида учительницы - это не просто личная трагедия, но и сигнал тревоги для всей образовательной системы. Случай стал напоминанием о том, что психическое здоровье педагогов требует внимания и заботы. Общество должно объединиться для создания поддерживающей среды, где каждый сможет получить помощь в трудные времена. Необходимо помнить, что забота о благополучии учителей - это забота о будущем наших детей», - считает Нурлы Айтиева.

Образовательные учреждения должны стремиться создать поддерживающую атмосферу, где учителя могут чувствовать себя безопасно и уверенно. Только так можно предотвратить подобные трагедии в будущем и обеспечить здоровую атмосферу для всех участников образовательного процесса.

«Я считаю, что учитель – самая сложная, самая уважаемая, самая почетная и благородная профессия, одна из важнейших в нашем обществе. И эту профессию выбирают самые терпеливые и трудолюбивые. А на днях произошедший случай с педагогом, показал, как важна для учителя атмосфера в коллективе, а хорошую атмосферу, ровно, как и плохую может создать руководитель. Директор данной школы, не разобравшись в ситуации, довел своего сотрудника до такого состояния. Почему коллектив начал ее клеймить? Есть завуч, родительский комитет, почему не разобрались в ситуации? Жаль, что к нашим педагогам такое отношение, что их используют в работе не связанных с образовательной системой, возможно, это не единичный случай. Я на стороне учителя, хотя и тоже являюсь руководителем. Поэтому считаю, что впредь при назначении директоров отбор должен быть жесткий. У нас итак учителей не хватает. Не будет учителя, не будет и школы. На них итак очень большая нагрузка. СОРы и СОЧи, к тому же сейчас укоренилось мнение, что за школьников несут ответственность учителя, хотя по Конституции за несовершеннолетнего ребенка отвечает его родитель. Я придерживаюсь мнения: Учитель! Перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени… Поистине, перед учителями хочется преклонить колени», - отмечает педагог.

Педсовет не должен быть источником стресса

Руководитель городского отдела образования Айнагуль Дюсекенова акцентирует внимание на том, что педагоги должны быть стрессоустойчивыми, однако это не освобождает руководство от ответственности за атмосферу в коллективе. Педагогические советы должны служить местом для конструктивного обсуждения и поддержки, а не источником стресса. Она подчеркивает, что в любом образовательном учреждении, и в школах и детских садах, работодатель отвечает и все, и за финансы, и за образовательный процесс, и за морально-психологическую обстановку в коллективе. Если первый руководитель не справляется с этим, значит он, не компетентен.

«Я не защищаю ни педагога, ни директора. Потому что какая бы ситуация не была, педагог должен быть стрессоустойчивым. Так как нам родители доверяют своих детей. Мы сами боремся с буллингом, с суицидом среди подростков, а сами совершаем это. Сейчас мы проводим мониторинг, после чего если окажется, что директор виноват, будут предприняты соответствующие меры», - подчеркнула Айнагуль Дюсекенова.

По ее словам, педагогические советы - это важная часть работы школы, где обсуждаются ключевые вопросы, касающиеся учебного процесса и организации работы. Однако, как показывает ситуация, такие собрания могут также стать источником стресса и напряжения для учителей. В последствие атмосфера в коллективе может ухудшиться, что негативно скажется на учебном процессе. Когда как педагогические советы должны проходить в атмосфере поддержки и взаимопонимания, где каждый учитель может высказать свое мнение без страха перед критикой. Создание культуры открытого общения между педагогами и администрацией поможет предотвратить недопонимания и конфликты.

Динара Канбетова