Проект Кашаган: перезагрузка

ATPress. 22 марта. Опытно-промышленную разработку месторождения Кашаган намерены продлить с трёх до пяти лет. Об этом, в частности, шла речь на общественных слушаниях, состоявшихся в Атырау накануне весенних праздников. Жаркие дебаты участников мероприяти

Глава региона напомнил, что вторая попытка запуска морского месторождения намечена на конец этого года, поздравил всех с праздником Наурыз и призвал присутствующих принять активное участие в обсуждаемой теме. В этот день компания «North Сaspian Оperating Сompany H. B.» (NCOC) представила на суд общественности материалы предварительной оценки воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) дополнения к проекту опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. 

Как известно, после печально известных аварий на кашаганском трубопроводе осенью 2013 года Серо-Каспийский консорциум не только приостановил начатую нефтедобычу, но и приступил к полной замене всего трубопровода – и нефтяного, и газового, общая протяжённость которого составляет 96 км по дну Каспийского моря и по суше. «Проект века» замер. С учётом этих неприятных событий оператор месторождения был вынужден внести ряд корректировок в утверждённый в 2011 году проект опытно-промышленной разработки (ОПР) Кашагана. 

Открывая общественные слушания, управляющий директор NCOC Бруно Жардэн подчеркнул, что «представленные на обсуждение дополнения базируются на основе утвержденного ранее к реализации варианта с небольшими изменениями по некоторым параметрам. При этом все основные положения действующего проекта ОПР, кроме скорректированного периода реализации, остаются неизменными».

Разработкой дополнения к проекту занималось АО «НИПИ Нефтегаз» из Актау. Представитель компании перечислил основные положения опытно-промышленной разработки, согласно которым на месторождении пробурено 40 скважин для нефтедобычи и обратной закачки в пласт сухого газа для поддержания пластового давления. Проектный уровень добычи нефти – 47 тысяч тонн в сутки. 

«Дополнением к проекту предусмотрено увеличение срока опытно-промышленной разработки до 5 лет, что позволит решить ряд вопросов. Это получение достоверных фактических данных по добыче нефти и газа и закачки по всем скважинам для обоснования дальнейшей применимости предложенной системы разработки при полномасштабном освоении месторождения», - отметил, в частности, представитель АО «НИПИ Нефтегаз»

Выступающие также подчеркнули, что реализация ОПР «не несёт необратимого или критического воздействия на экосистему». Присутствующие, в свою очередь, засыпали экспертов вопросами. 

Так, например, академик НАН РК Муфтах Диаров поинтересовался количеством выбросов в атмосферу загрязняющих веществ за предстоящие пять лет. Как подсчитали специалисты «НИПИ Нефтегаз», ожидается выброс 36 тысяч тонн с морских установок и ещё 162 тысячи тонн с наземных установок. При этом концентрация вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны якобы не превысит 1 ПДК (предельно-допустимая концентрация). Учёный удивился озвученным цифрам, предположив, что расчёты могли быть ошибочными.  

«Рассчитывайте на 55 тысяч тонн. Нечего травить людей!» - заявил аксакал. 

«Тенгизшевройл» имеет ежегодный лимит по выбросам на 55 тысяч тонн. Вы собираетесь в общей сложности 198 тысяч тонн, а у страны нет таких лимитов, тем более что Казахстан подписал Киотский протокол и Парижское соглашение. Ваш поэтому проект не готов к защите перед общественностью!» - поддержала Диарова руководитель общественного объединения эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова

Преподаватель Атырауского института нефти и газа,  кандидат технических наук Рафаиль Мендыбаев поставил под сомнение озвученные ранее выводы NCOC о причинах двух аварий на трубопроводе.  

Напомним, консорциум официально заявил, что причинами ЧП, сопровождающегося утечками сероводорода в десятки раз превышающими ПДК и сверхнормативным сжиганием на факелах попутно-пластового газа, «стало сульфидное растрескивание под напряжением, вызванное местами повышенной твёрдостью металла». 

«Трубопровод не был рассчитан на такую среду. А новый трубопровод будет сделан из материала соответствующего природным условиям региона, чтобы подобное не повторилось в будущем», - добавил на слушаниях Бруно Жардэн. 

По мнению Рафаиля Мендыбаева, разрушение трубопровода вызвано образованием газогидратных пробок, обусловленное высоким содержанием сероводорода в кашаганской нефти. Доводы в поддержку своей версии и сомнения в безопасности нового трубопровода учёный подробно изложил в письменном виде и передал в секретариат общественных слушаний. 

Ихтиолог Бостан Сулейменов отметил отсутствие в материалах ПредОВОС расчётов о влиянии выбросов загрязняющих веществ на биоресурсы Каспийского моря. 

Представитель ОО «Аялы орта» Серик Утепкалиев предложил NCOC организовать для общественности поездку к месту работ по замене аварийного трубопровода. На это директор управления NCOC по технике безопасности и охране окружающей среды Игорь Лукашов заверил, что в настоящее время уже разрабатывается программа такого визита, который, возможно, состоится в ближайшее время.  

Под занавес слушаний крайне неудовлетворённый некоторыми ответами академик Диаров вновь засыпал нефтяников вопросами. 

«Кто понес наказание за аварию? Если она произошла не по вине казахстанской стороны, то какая Казахстану предусмотрена компенсация за упущенные выгоды? Какие брались пробы воздуха и воды при проведении исследовательских работ? Какие ведутся сейсмологические наблюдения? В ПредОВОС нет также ни слова о влиянии на тюленей, на осетровое стадо, как изменится их кормовая база, бентос, планктон, зоопланктон. Исполнители не готовы, нет конкретных цифр!» - возмутился Диаров. 

Ввиду приближающегося обеденного перерыва организаторы свернули дебаты, а представители NCOC пообещали предоставить ответы в письменном виде. Кроме того, ответы на некоторые вопросы будут озвучены в ходе обещанной общественности поездки на замену трубопровода. 

 

Лев Гузиков

Фото автора и Рахима Койлыбаева