Со сцены на фронт

Великая Отечественная не делала различий. Ни в профессии, ни по возрасту и даже по полу. Рядом с солдатами воевали их дети и жены, винтовки в руки брали ученые, врачи, учителя и инженеры. Вместе с ними в одних окопах воевали и артисты.

Вполне возможно, что рядом с Юрием Никулиным и Нургисой Тлендиевым, которые уже после войны станут народными артистами СССР, воевали и артисты нашего Казахского драматического театра, а в перерывах на передовой им пели свои душевные песни Роза Балганова и Куляш Байсеитова (одна из первых обладательниц звания Народный артист Советского Союза).

Для начала вспомним историю нашего Академического театра. Казахский драматический театр имени Махамбета был основан 5 марта 1938 года постановлением народного комиссариата. В первый состав артистов вошли выпускники годичной театральной студии при клубе «Нефтяник», среди которых были Куат Толеков, Шашты Жумабекова, Айтжан Есенбаев, Онай Жаксыбаев, Курмангали Догалаков, Абил Кизатов, Мария Туралиева, Балым Есенбаева, Кайыржан Имашев, Мендеш Есенбаев и другие, а также актеры переехавшего в Гурьев Казахского драматического театра из города Кызылжар (Петропавловск). Занавес первой сцены был открыт пьесой Мухтара Ауэзова «Түнгі сарын» («Ночные раскаты»). Затем публике были представлены «Амангельді» Г. Мусрепова, «Айман-Шолпан» М. Ауэзова, «Уловка Сканена» французского комедиографа Мольера, «Ревизор» Гоголя, «Слуга двух господ» итальянского драматурга Гольдони и другие постановки.

so sczeny na front

Но коллектив переживал сложный период. Как написали в нашу газету в 1939 году актеры: «С первых же дней театр испытывает большие трудности. Своего помещения у нас нет, приходится за каждую постановку платить по 300 рублей клубу Союза нефтяников имени Орджоникидзе. Невозможно нигде достать материалы для оформления постановки. Все пьесы проходят в одном и том же оформлении. Артисты выступают в одних и тех же костюмах. Жилье у актеров плохое. В квартирах Хасанова, Ибрагимова, Игманова, Нурмагамбетова и других холодно, температура не превышает девяти градусов тепла. Несвоевременно выдается заработная плата. Начальник облуправления искусств Аязбаев этого будто не замечает.

С большими трудностями сопряжены выезды артистов на нефтепромыслы. Например, 28 мая 1939 года ночью коллектив Каздрамтеатра прибыл на промысел Доссор. Высадились артисты с поезда и не знают, куда идти. Квартиры для них не были подготовлены, и после спектакля им пришлось ночевать в клубах…»

Авторы этого письма, которое вышло под названием «Каздрамтеатру нужна помощь», актеры С. Нурмагамбетов и К. Тюлькин спустя несколько лет погибнут на фронтах Великой Отечественной войны и никогда не узнают, что театр, пройдя трудный путь становления, поднимется до больших высот, став академическим.

Хорошо понимая нравственную и воспитательную роль театра, гурьевские артисты не переставали работать и во время Великой Отечественной. На фронт забрали молодых и подающих надежду актеров – 25 человек (по некоторым данным, 36). Одна труппа отправилась на фронт прямо из Астрахани, куда накануне выехала на гастроли. В театре остались старики и женщины. Разбившись на три бригады, они выезжали на нефтепромыслы, в рыболовецкие колхозы, отдаленные аулы, отгонные участки, часто приходилось отправляться пешком или на верблюдах. Одну творческую группу возглавила актриса Алма Ахметова, две другие – Зарипа Сүлейменова и Жамиля Ибрагимова. Переодевшись, женщины удачно играли мужские роли и всю тяжелую мужскую работу выполняли сами, за год три бригады ставили около 400 спектаклей и концертов, выезжали в колхозы-совхозы, районные центры, нефтяные промыслы, показывали отрывки спектаклей из прошлых выступлений, тем самым поднимая дух народа. Актеры сами готовили декорации, шили костюмы, никто даже не заикался о помощи. Вот как рассказывает о тех годах актриса Жамиля Ибрагимова: «В труппе нас осталось всего 14 женщин, но театр не закрылся. Вместе с детьми на санях, лошадях мы объездили всю область. Мы просыпались с фразой «Все для фронта! Все для победы!» и засыпали с ней. Старались поднять трудовой дух народа, окрылить их. Во время гастролей смогли собрать 120 тысяч рублей и отправили на фронт».

Актриса Зарипа Сулейменова вспоминает, как во время войны они выступали в эвакуированных в Гурьев госпиталях: «Все палаты были переполнены ранеными. Мы помогали им с перевязками, переносили лежачих с одного места на другое. И только потом выступали с концертными номерами, ставили представления».

Надо сказать, что актеры театра во время войны не ограничивались только концертами. Во 1941-1945 годах они поставили сложный спектакль «Айман-Шолпан» по произведению Мухтара Ауэзова, роль Айман сыграла актриса Б. Есенабава, в роли Шолпан была задействована З. Сулейменова и многие другие классические произведения. Нередко женщины играли и мужские роли. В спектакле «Кыз Жибек» образ Базарбая воплотила на сцене К. Куспанова, а Козы в постановке «Козы-Корпеш – Баян-Сулу» – З. Толеуова.

В 1942 году, получив тяжелые ранения, с фронта вернулся актер Онай Жаксыбаев, и до 1947 года он возглавлял театр. На этом посту его заменил другой участник Великой Отечественной войны Куат Толеков, награждённый орденом Отечественной войны II степени, медалями.

Вернулся с фронта и Курмангали Догалаков, который затем станет заслуженным артистом Казахстана, а его супруга Алма Ахметова – народной артисткой. К сожалению, более полной информации о наших актерах-участниках Великой Отечественной не удалось найти. Зато в репертуаре нашего театра много постановок, посвященных военной теме.

В честь 100-летия Народного Героя Казахстана Хиуаз Доспановой актеры Академического Казахского драматического театра имени Махамбета представили драму «Хиуаз» режиссера М. Томанова. Полуторачасовой камерный спектакль показал боевой путь круглой отличницы, совсем еще юной девчушки, в 19 лет попавшей в группу штурманов женских авиаполков. В постановке были задействованы сразу два образа Хиуаз. Одна – возрастная, которую сыграла Сауле Байменова, вторая Хиуаз – молодая – в исполнении Нургуль Шмановой. Это маленькая толика памяти о наших героях.

– Перед началом постановки я прочитала всю литературу о нашей летчице, посмотрела все документальные фильмы про Доспанову, военное кино о летчиках, – рассказывает актриса Нургуль Шманова. – Особенно мне помогли фильмы «В бой идут одни старики», «В небе «ночные ведьмы». Очень сильная работа, посмотрев, я осознала, какими были летчики военного времени. Считаю, что постановки о войне должны быть в репертуаре каждого театра.

Одним из лучших спектаклей можно назвать драму «Баянды бак» о трагедии переселенцев. В спектакле рассказывается о трагической судьбе турок-месхетинцев. В 1944-м году они были огульно, как и другие депортированные народы, обвинены «в пособничестве врагу» и в телячьих вагонах перемещены с территории Грузии в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Много людей погибло в пути, в основном дети, женщины и старики. Спектакль по произведению Малика Отарбаева поставил режиссер Мукангали Томанов.

Боль и страдания, которые выпали на плечи детей, переживших беды войны, удалось передать артистам Молодежного театра в постановке по произведению Жумекена Нажимеденова «Хат тасушы» («Почтальон»). Главные герои – дети, чьи отцы и братья ушли на фронт. Крепко держатся они друг за друга и только одного мальчишку гонят прочь, бьют и дразнят фашистом, Гитлером. Это Темирхан – аульный почтальон. Это он приносит ненавистные похоронки на родных.

    В репертуаре актрисы Молодежного театра Гульнур Каирлиевой немало ролей на военную тематику.

– В своей творческой деятельности я сыграла разные судьбы людей военного времени, – говорит актриса. – Рисуя образы матерей с мятущимися душами и молодых девушек, добровольно ушедших на фронт, я, родившаяся после войны, всем сердцем чувствовала, какое это величайшее счастье – жить в мире и согласии. Сколько молодых людей отправилось воевать и погибло? А сколько вернулись инвалидами. Среди них был мой дед Кайырлы, который потерял одну ногу от вражеской пули. Я его никогда не видела, но каждый раз, когда читаю его имя на мемориальной доске в парке Победы, у меня ком в горле появляется. И всякий раз, когда мне предлагают сыграть в спектакле о военных годах, всегда прихожу к Стене Памяти, как бы пропитываюсь духом тех суровых лет. Это помогает мне передать образ

Марина КУАНЫШЕВА