ПЕРВЫЙ НАРЯД – ПОСЛЕДНИЙ… БЕССРОЧНЫЙ…

Подует ли теплый весенний ветерок, злобный суховей налетит ли порывами – отзовутся шелестом листья на тополях, что посажены на месте гибели пограничника Ерлана Ниязова. Случилось это на берегу реки Келес, разделяющей две республики – Казахстан и Узбекистан.

Идёт пограничный дозор – обязательно остановится здесь.  Молча постоят парни в зеленых фуражках у памятного обелиска; вслушаются в тишину дозорной тропы – непременно услышат шепот листвы.

И в этот миг кому-то послышится: «Присяге будьте верны!». И проникают в душу солдата эти слова вернее и глубже, чем длинная лекция политучебы…



Уже давно шпионы не ходят через линию границы – нет в том надобности. Совершенно легально приезжают к нам некоторые иностранные граждане с выправленными по всей форме документами и… становятся шпионами, скрытно выведывающими наши секреты. А через границу всё больше идут те, кого принято называть контрабандистами.

Подпольным продвижением – большими и малыми партиями – товаров народного потребления, продуктов питания, промышленных товаров, выведенными из общего законного товарооборота, а, следовательно, и экономического планирования улучшения благосостояния народа нелегальные коммивояжёры подрывают устои государства. И это то, против чего всеми силами, как велит присяга – «не жалея крови и самой жизни», борются стражи казахстанских рубежей.

***

Герой этого очерка с детства мечтал о службе на границе. Откуда в нем, уроженце Актюбинской области, любовь к зеленой фуражке и дозорной тропе, нам осталось неведомым – теперь не спросишь. Но мечту свою он осуществил – весной 2007 года упросил военкоматчиков направить его служить на границе.

Уже в учебном подразделении, через которое проходят все призванные в ряды Пограничной службы КНБ Республики ­Казахстан, на парня, вернее на его стремление овладеть военным делом и пограничной наукой как можно быстрее и полнее, обратили внимание командиры.

– Что ж, рядовой Ниязов, вы показали отличные результаты на экзаменах, можем оставить вас еще на пару месяцев, подучить командирским навыкам – станете сержантом, будете учить новобранцев, – предложили ему в учебном центре.

– Я бы хотел попасть на заставу! – твердо и решительно заявил Ерлан. – Прошу удовлетворить мою просьбу!

В те несколько секунд, что командиру требовались для принятия решения, молодой солдат пережил настоящее потрясение: «А вдруг откажут?!».

Но судьба уже тогда вела парня к героическому поступку.

– На какую заставу желаешь быть отправленным? Как отличнику разрешаю выбрать: тыловую или перволинейную?

– На ту, где служба настоящая!

– Что ж, другого ответа от тебя не ждал. Молодец! Готовься к отправке…



***

Пограничная застава «Сарыагаш» дислоцируется не то, что на первой линии, она, как можно определить по ритму служебно­боевой деятельности личного состава, на самом острие реального направления устремлений нарушителей границы. Тех самых людей, которые в угоду собственным амбициям и выгоде рискуют сами оказаться как минимум за решеткой, так и пограничников поставить под удар, порой смертельный.

Десятки тревожных сигналов ежесуточно поступают с линии госграницы Республики Казахстан в дежурную комнату очередной смены стражей наших суверенных рубежей. Не раз и не два отмечалось командованием погранотряда, что пограннаряды, выходящие на линию госграницы на участке пограничного отделения (так отныне зовется застава) «Сарыагаш», проявляют выдержку, мужество и самоотверженность, твердо и последовательно пресекают нарушения государственной границы, задерживают нелегалов и контрабандистов.

Если на других направлениях пограничники за весь срок службы поучаствуют в одном-двух задержаниях, ребята чувствуют себя героями – есть чем похвалиться по прибытии домой. А для сарыагашцев их героические поступки – будни. Именно эта напряженная обстановка, в которую пришлось по прибытии к новому месту службы врастать, рядовому Ниязову более всего понравилась ему. Он мечтал побывать во всех видах пограничного наряда – «Дозор», «Секрет», «Часовой на участке границы» – на вышке постоять, напряженно вглядываясь в сопредельную сторону, быть дневальным на заставе… А как же? Настоящий пограничник должен уметь всё!

***

31 августа 2007 года начальник заставы состав пограннаряда утверждал с особой тщательностью.

– Поставь туда на службу Ниязова, – приказал он заместителю. – Боец рвется в бой, можно полагаться на парня. К тому же пусть обкатывается, опыта набирает в реальном деле.

На том и порешили, тем более что обстановка на участке заставы была будничная, особого напряжения не было. Поэтому командование сочло уместным послать в наряд для конвоирования ранее задержанного нарушителя границы несколько заставских новобранцев – для стажировки. Среди них был и рядовой Ерлан Ниязов.

Возвращаясь на заставу, у реки Келес пограничники обнаружили контрабандистов, перегружавших груз с подводы на самодельный плот. Старший наряда приказал пограничникам задержать злоумышленников.

Расстояние от дозорной тропы до замеченных злоумышленников Ниязов преодолел первым.

Им овладел настоящий боевой азарт, полученная выучка в период подготовки в учебном центре четко почти автоматически исполняла команды, посланные из головы.

– Стой! Стрелять буду! – как учили, громко и четко выкрикнул нарушителям Ерлан.

Он уже было потянулся к автоматному ремню, чтобы взять оружие на изготовку, но в этот момент пособники контрабандистов, находившиеся на другом берегу реки, в Узбекистане, стали тянуть плот с помощью веревок в свою сторону. К берегу подбежали еще два пограничника. Не раздумывая, Ниязов первым прыгнул в воду и успел ухватиться за плот. Всем казалось, что еще несколько секунд и контрабандисты остановят движение, сдадутся. Их всех взяли на прицел. Но опытные нарушители знали: погранцы не станут стрелять, чтобы случайно не попасть в своего товарища. Противостояние длилось несколько минут…

…Когда плот оказался на середине реки, пограничник вместе с оружием и боеприпасами ушел под воду. Попытки сослуживцев спасти жизнь Ерлана не увенчались успехом.

«Река в этом месте глубокая, – рассказывал бывший тогда начальником пограничной заставы Омиркельды Ильясов. – Кроме того, на узбекской стороне работал экскаватор, достававший со дна реки щебенку и тем самым углублявший ее. В этом месте глубина достигла четырех метров. Учитывая, что боец был с оружием и боеприпасами, трагедия была неизбежна.

По тревоге была поднята вся застава, опытные контрактники и спортсмены, страхуя друг друга, осмотрели все дно реки на месте несчастья, но смогли обнаружить лишь автомат Калашникова – оружие, с которым солдат ушел в свой последний наряд. Само тело унесло течением.

Пограничники попросили помощи у профессиональных спасателей – водолазов. Около ста солдат, сержантов и офицеров, умеющих хорошо нырять, плавать, ориентироваться под водой прибыли к месту трагедии. Был осмотрен каждый метр дна реки…

…Обнаружил погибшего, но до конца оставшегося верным присяге, часовой, стоящий на шлюзе в нескольких километрах от места происшествия.

 – Смерть солдата – тяжелый, трагический случай не только для родных и близких, это невосполнимая утрата и для его товарищей по службе, – обращаясь к личному составу и прибывшим в воинскую часть родственникам сказал командир. – Но рядовой Ерлан Ниязов погиб на посту – он выполнял приказ, проявил геройство, ни на шаг не отступил от клятвы воина на верность Родине. Так поступают настоящие стражи Государственной границы Республики Казахстан.

У пограничников Казахстана во все времена свято хранятся и исполняются традиции верности долгу, любви к Отчизне, нерушимости её границ. Ерлан Ниязов, ушедший в вечный дозор, стал в строй героев­пограничников прошлого и настоящего, тех, кто ценой собственной жизни не позволил запятнать доблестные зеленые фуражки, овеянные славой многих поколений.

 Павший в схватке с контрабандистами пограничник был награжден медалью «За отличие в охране Государственной границы» (посмертно) и навечно зачислен в списки пограничной заставы «Сарыагаш».

Как жаль, что служить на этой перволинейной заставе ему довелось совсем недолго…

***

На месте гибели Ерлана Ниязова посажены деревья, и возведен обелиск. На родине солдату тоже установили памятник. Он стоит на улице, которая теперь носит имя доблестного пограничника и нашего сослуживца Ерлана Ниязова, отдавшего жизнь делу охраны Государственной границы Республики Казахстан.

…Подует ли теплый весенний ветерок, злобный суховей налетит ли порывами – отзовутся шелестом листья на тополях, что посажены на месте гибели пограничника, до последнего дыхания оставшегося верным солдатскому долгу…