26 Сентября, 2019 9044

Почему в Атырау ломаются валидаторы?


Все мы помним состояние общественного транспорта в Атырау ещё два года назад – кривые, косые, тесные, вечно ломающиеся автобусы, перевозчиков, разводящих руками, мол на замену денег нет, полная безнадёга...

Акимат требовал от перевозчиков замены автобусов, перевозчики требовали субсидий, кондуктора и водители требовали снизить план – в конечном итоге от всего этого страдали пассажиры, вынужденные ездить в убитых, тесных «тарантайках», которые постоянно выходили из строя и дымили как паровозы.

Также все мы помним, как перевозчики закупили 20 списанных автобусов из Алматы... Заменили кривого хромым.

Замкнутый круг

В 2018 году после решения акима Атырауской области Нурлана Ногаева было создано два совместных автопарка где 50% –   инвестиции государства, остальное – частные деньги. Было куплено 130 новых автобусов, которые разделили между автопарками, таким образом обновили 10 основных маршрутов. Планируется закупить ещё 130 новых автобусов чтобы раз и навсегда решить проблемы общественного транспорта. К слову, введение автопарков тоже здорово дисциплинирует, хотя бы потому, что появился обязательный медицинский осмотр водителей перед рейсами...

Как это сохранить?

Через семь после лет покупки новых автобусов автопарки полностью покроют инвестиции государства, акимат выйдет из проекта и предприятия начнут работать в конкурентной среде. Возникает вопрос – не скатимся ли мы в будущем опять на дно, быстренько поубивав новые автобусы? Могу заверить, что скатимся, если не будем принимать комплексных мер для решения проблем.

И тут на сцене появляется дифференцированный тариф и система электронной оплаты проезда «Smart Qala».

Объясняю максимально просто – акимат не знает точную сумму заработка перевозчиков, т. к. в работе с налом всегда появляются «левые движения» – это человеческий фактор, так было всегда.

То есть – когда акимат требует от перевозчика вовремя ремонтировать автобусы, менять их, покупать новые - грубо говоря, просто делать максимально комфортные условия для горожан - мы слышим от перевозчиков – ДЕНЕГ НЕТ и НИЧЕГО с этим не можем сделать.

Поэтому вводится электронная оплата проезда – 80 тенге через карту «Smart Qala». Так мы сможем видеть РЕАЛЬНЫЕ доходы перевозчиков и соответственно требовать от них исполнения своих обязательств.

Грубо говоря, не дадим мы тебе денег налогоплательщиков на новый автобус, ты оказывается зарабатываешь столько, что сам в состоянии его купить... И ещё один... И ещё десяток на пригородный маршрут... А? Денег нет? Да ладно, мы же видим сколько ты зарабатываешь. Хватит и на новые автобусы, и на хлеб с маслом, не нужно прибедняться (шутка).

Конечно, тех кто любит старый добрый «олдскул» мы тоже не забыли: можно оплатить наличкой, правда уже подороже – за 150 тенге. Небольшая мотивация переходить на электронную оплату проезда.

Сейчас проект действует в пилотном режиме и уже появляются проблемы – валидаторы ломаются, билетов нет, кондуктора грубят и так далее, так далее, так далее.

Естественно, городской акимат, понимая, что все это абсолютно никак не должно касаться пассажиров, вводит следующее правило – если тебе не дали билет, если сломан валидатор, если ты не можешь оплатить проезд картой по какой-либо причине – ты едешь БЕСПЛАТНО. Тебя не должны касаться все эти танцы с бубном, ты, как пассажир, имеешь право оплатить билет через карту и точка.

То, что происходит сейчас в Атырау уже было в Астане и Алматы, саботаж новой системы, сопротивление, верхи не могут, а низы не хотят и так далее. Атырау – третий город в стране где вводится эта система.

Грубо говоря, вопрос сейчас стоит так – хочешь всегда ездить на новых автобусах, хочешь, чтобы их было ОЧЕНЬ МНОГО, хочешь достойного сервиса – плати через карточку.

Проблемы, конечно, есть, но они решаются. Общественный транспорт обновили, теперь главное – не потерять все это...

Люди всегда противятся изменениям, не хотят рушить существующий порядок вещей, боятся выйти из зоны комфорта.

Уверен, если бы тяга к прогрессу не победила, мы бы до сих пор ездили на гужевом транспорте, работали на печатных машинках и слушали радио, вместо серфинга в интернете.

Серикжан Ерментаев, пресс-секретарь акимата Атырауской области, Facebook



Больше важных новостей в Telegram-канале "atpress.kz". Подписывайся!
Тегтер: #Атырау #автобусы #транспорт #тариф #валидатор