08 Июля, 2019 556

Осторожно – мошенники!

В последнее время увеличилось количество обращений в Национальный банк РК по фактам мошенничества, связанного с банковскими картами, счетами и депозитами. Способов мошенничества – множество. Несколько реальных случаев описал главный специалист-экономист Атырауского филиала Нацбанка Ерболат Актанбаев, который также пояснил – как поступать в таких случаях. Эти простые советы помогут вам не попасться на удочку мошенников и обезопасят ваши сбережения.

Пример №1. Лжепокупатели звонят своим жертвам, заявляя, что хотят купить товар и готовы внести предоплату. При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Особенно это актуально при продажах на торговых интернет-площадках, где никто не контролирует взаимоотношения продавца и покупателя. Поэтому при совершении любых операций на таких ресурсах необходимо помнить несколько основных правил:

1. Ни при каких обстоятельствах не отправляйте незнакомым людям ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;

2. Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты);

3. Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;

4. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;

5. В случае утери карты сразу же блокируйте ее и приостанавливайте все операции, позвонив на «горячую линию» банка. Также желательно посетить отделение банка в кротчайшие сроки для блокировки счетов;

6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;

7. Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;

9. Подключите услугу мобильный банкинг, который за символическую ежемесячную плату присылает на мобильный телефон владельца карты информацию по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по вашей карте.


Пример №2. Вы потеряли или, что хуже, у вас украли мобильный телефон. Мошенники могут снять деньги, либо совершить оплату с Ваших счетов путем регистрации в интернет-банкинге по номеру украденного телефона или попросту зайдя в уже установленный мобильный банкинг или мобильное приложение.

В таком случае необходимо сразу же:

1. В первую очередь необходимо заблокировать свои счета путем обращения в call-центр банка или посетив ближайшее отделения банка;

2. Параллельно необходимо заблокировать номер украденного телефона через мобильного оператора;

3. В случае кражи телефона – написать заявление в правоохранительные органы.

Пример №3. Появился новый вид мошенничества, когда потенциальной жертве звонят «липовые» сотрудники банка, заявляя, что обнаружили подозрительные операции по вашей карте и с целью их предотвращения просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда жертва указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения отправленного на номер жертвы или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. После получения кода, мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Что же делать в такой ситуации? Повесьте трубку и позвоните сами в свой банк для уточнения информации. И помните об уже вышеперечисленных пунктах в приведенных способах мошенничества.

Соблюдение этих простых, но эффективных правил позволит уберечь ваши средства от коварных мошенников. Обязательно расскажите о них своим родным и близким, особенно пожилым.

Берегите свои персональные данные! В случае обнаружения их пропажи – немедленно блокируйте счета, привязанные к ним номера телефонов и обращайтесь в правоохранительные органы.

ATPress.kz

Иллюстративное фото из открытых источников



Тегтер: #Мошенничество #банки #счета #способы #защита